03 марта 2019
Эти изобретательные шведы

Шведы дали миру много различных изобретений. И их перечень не ограничивается динамитом и баллиститом Альфреда Нобеля. Кстати, Нобель был обладателем 355 патентов. Свой первый патент (на газовый счётчик) он получил в Англии в 1857 году, тогда Альфреду Нобелю было 24 года.
Эммануил Нобель, отец Альфреда, тоже был не только предпринимателем, но и талантливым изобретателем. С 1838 по 1859 Эммануил Нобель жил и работал в России, где в 1842 он открыл литейный завод и развернул внедрение в производство новых изобретений. Они имели в первую очередь военное назначение: это были скорострельная пушка, стационарные морские мины, водонепроницаемые военные рюкзаки из каучука. Заказы русской армии обеспечили процветание компании Нобеля, выпускавшей помимо военной продукции ещё и компоненты системы центрального отопления. В те же годы Эммануил Нобель изобрёл ротационный лущильный станок для производства фанеры.

А вот ещё несколько шведских изобретений, некоторые из которых присутствуют в повседневной жизни многих людей.

1. Температурная шкала Цельсия


Андерс Цельсий (Anders Celsius)

Андерс Цельсий (1701–1744), шведский астроном, геолог и метеоролог, предложил шкалу, в которой температура тройной точки воды принималась за 100, а температура кипения воды — за 0. В 1745 году Карл Линней (шведский естествоиспытатель) перевернул эту шкалу: за 0 стала приниматься температура плавления льда, а за 100 — температура кипения воды. В таком виде шкала используется сегодня в наших термометрах.

2. Разводной ключ и трубный ключ

Первые упоминания о гаечном ключе в Европе относятся к концу XIV века. Но интенсивное развитие этого инструмента началось в XIX веке, когда стали появляться различные разводные, трещоточные, трубные, самозажимные и прочие полезные ключи.
Гаечный ключ переменного размера появился в Англии в 1842, его изобретателями считаются либо Ричард Клайберн, либо Эдвин Баддинг. Вероятно, оба инженера изобрели его в одно время, независимо друг от друга.
Но в том виде, в каком мы привыкли его видеть, разводной ключ появился в 1892, когда шведский изобретатель Юхан Петтер Юханссон (1853–1943) модифицировал инструмент, добавив в конструкцию червячную передачу. Во многих странах разводной ключ долгое время назывался “шведским”.

these-inventive-swedes-01
Шведский ключ

Ещё одним изобретением Юханссона является трубный ключ (в обиходе его нередко называют газовым ключом). Трубный ключ появился в 1888. Его характерной особенностью является способность обжимать деталь, поэтому он не требователен к наличию шлицев или фасок.

these-inventive-swedes-02
Юхан Петтер Юханссон (Johan Petter Johansson) демонстрирует трубный ключ

3. Застёжка-молния

История молнии началась в XIX веке. В 1851 американец Элайес Хау запатентовал “автоматическую, непрерывную застежку для одежды”. Новшество напоминало скорее стягивающий шнурок, успеха не имело. Первым прототипом молнии считается обувная застёжка, которую американец Уиткомб Джадсон изобрёл в 1890 и запатентовал в 1891. Застёжка состояла из металлических крючков и петелек, которые застёгивались и расстёгивались с помощью бегунка. Изготовление таких застёжек столкнулось с рядом технических проблем, и застёжка не имела коммерческого успеха.

Создателем настоящей молнии является швед Гидеон Сундбек (1880–1954), эмигрировавший в США в 1905. Он усовершенствовал застёжку Джадсона: отказался от крючков и петелек, заменив их двумя рядами зубчиков, цеплявшихся друг за друга. Сундбек разработал технологию производства новой застёжки и 29 апреля 1913 года запатентовал своё изобретение. В 1914 Гидеон Сундбек создал вторую версию застёжки, в которой металлические зубчики имели углубление снизу и небольшой конусообразный выступ сверху. С помощью ползунка выступы входят в углубления противоположных зубчиков. Это достаточно плотное соединение, не позволяющее зубчикам самопроизвольно разъединяться. Патент на эту застёжку Сундбек получил в 1917.

these-inventive-swedes-03
Гидеон Сундбек (Gideon Sundbäck)

Поначалу молнии использовались преимущественно для обуви и табачных кисетов. В 1923 застёжка Сундбека обрела англоязычное название zipper, zip. В 1925 нью-йоркская компания Schott NYC стала первым производителем, который использовал молнию в качестве застёжки на кожаных куртках. В конце 1930-х годов молния появилась на брюках, юбках и платьях. Эльза Скиапарелли в 1935 стала первой из парижских модельеров, кто начал использовать застёжку-молнию для своих нарядов.

4. Имплантируемый электрокардиостимулятор

Руне Элмквист (1906–1996) — шведский инженер, в 1958 разработал первый вживляемый кардиостимулятор.

these-inventive-swedes-04
Экспериментальная модель первого имплантируемого электрокардиостимулятора, 1958

Первоначально Элмквист работал врачом, но позже стал инженером медицинской техники и изобретателем. В 1948, работая в компании Elema-Schönander (позднее известной как Siemens-Elema), он создал первый струйный принтер для электрокардиограмм. В 1958 Руне Элмквист вместе с кардиохирургом Оке Сеннингом занимался разработкой вживляемого кардиостимулятора. Тогда же к ним обратилась Эльса-Мари Ларссон, умоляя помочь её 43-летнему мужу Арне, который страдал синдромом Морганьи–Адамса–Стокса: он часто терял сознание, его сердце останавливалось 20–30 раз в день, и супруге приходилось каждый раз реанимировать его ударом в грудь. Сеннинг и Элмквист скептически отнеслись к просьбе, поскольку в то время они изучали оптимальные параметры тока и количество импульсов, необходимые для стимуляции сердца, тестировали кремниевые транзисторы и не считали, что их экспериментальная модель годится для имплантации. Всё же Эльса-Мари смогла убедить исследователей, и 8 октября 1958 была проведена негласная операция, в ходе которой Арне Ларссону был имплантирован кардиостимулятор. Это устройство в простом пластиковом корпусе и размером чуть меньше хоккейной шайбы представляло собой краткосрочное решение: стимулятор проработал лишь несколько часов, и на следующее утро нужно было делать новую операцию. Операция прошла успешно, второй стимулятор проработал значительно дольше. Арне Ларссону пришлось неоднократно менять кардиостимулятор, при этом устройства становились меньше и надёжнее. В 1961 году Арне вернулся к полноценной жизни: он мог плавать, танцевать, летать самолётом, работать. Ларссон перенёс в общей сложности 26 операций по вживлению кардиостимулятора и прожил после первой операции ещё 43 года.

these-inventive-swedes-05
Руне Элмквист (Rune Elmqvist) с копией своего первого кардиостимулятора, 1983

5. Трёхточечный ремень безопасности

Шведский инженер Нильс Болин (1920–2002) получил степень бакалавра в области машиностроения в 1939 году. В 1942 начал работать в авиастроительной компании Saab авиаконструктором, участвовал в разработке катапультируемых кресел. В 1958 году перешёл на должность инженера по безопасности в концерне Volvo, где разработал трёхточечный ремень безопасности. Конечно, до этого уже существовали ремни безопасности, но они не всегда срабатывали нужным образом. Появившиеся в 1956 американские двухточечные ремни имели существенный недостаток: при резком ударе или торможении они могли серьёзно травмировать органы брюшной полости. Нильсу Болину удалось найти идеальную пропорцию удобства пользования и функциональности. Его трёхточечный ремень, являясь единой лентой, сочетает в себе плечевой и поясной ремни. При аварии сила торможения, действующая на тело человека, распределяется по значительной поверхности груди, плеч и бедренного пояса, что значительно облегчает перенесение удара.

these-inventive-swedes-06
Нильс Болин (Nils Bohlin), 1959

Впервые ремень Болина появился в партии фастбэков Volvo PV 544, отправленной дилеру Volvo в Кристианстаде в августе 1959. В том же году Volvo 122 Amazon стал первым автомобилем, где трёхточечный ремень безопасности являлся элементом стандартной комплектации.

Сначала трёхточечные ремни были статическими. Каждый водитель или пассажир должен был настраивать ремень под свои габариты так, чтобы между грудью и лямкой с трудом проходили два пальца. Это ограничивало подвижность водителей, и они стали пренебрегать ремнями. Однако инженеры Volvo под руководством Нильса Болина, который в 1959 возглавил Департамент автомобильной безопасности концерна, вскоре разработали инерционный ремень. Длина его лямок значительно увеличилась, и при этом она автоматически регулировалась с помощью катушки, которая при резком ударе или экстренном торможении заклинивалась специальным фиксатором.

6. Колёсные ходунки (ролятор)

Как известно, ходунки — это приспособление для людей, нуждающихся в дополнительной поддержке, чтобы сохранить равновесие и устойчивость при ходьбе. Существуют различные виды ходунков, в том числе роляторы.

Изобретателем ролятора является шведка Айна Вифальк (1928–1983). В 21 год она перенесла полиомиелит и вынуждена была бросить учёбу по специальности медсестры. Она начала изучать общественные науки и стала социологом. В 1952 году Айна организовала клуб для людей с ограниченными физическими возможностями в своём родном городе Лунд, в 1958 в лене Вестманланд основала ассоциацию людей, страдающих рассеянным склерозом, а в 1968 в Вестеросе учредила Национальную ассоциацию жертв несчастных случаев. С 1957 года Айна работала консультантом ортопедической клиники в Вестеросе.

В 1970-х годах последствия полиомиелита стали сказываться всё больше, передвигаться Айне становилось всё труднее. Доступные в то время ходунки не слишком помогали, и Вифальк решила усовершенствовать их. Она разработала более устойчивую раму, добавила колеса и тормоза, а также сиденье и багажник, оптимизировала устройство для использования как внутри, так и снаружи зданий. В 1978 году Айна Вифальк представила свой проект. При содействии государственного фонда развития она нашла шведскую компанию для изготовления прототипа, а вскоре после этого началось массовое производство колёсных ходунков.

these-inventive-swedes-07
Айна Вифальк (Aina Wifalk)

Айна Вифальк желала, чтобы её разработка была доступна как можно большему количеству людей, нуждающихся в ходунках, поэтому не стала оформлять патент на своё изобретение.

В начале 1990-х годов роляторы появились во многих странах Европы. Согласно исследованиям, в середине 2016 в одной только Германии около трёх миллионов человек регулярно пользовались ролятором.

these-inventive-swedes-08
Современная модель ролятора

ПОДЕЛИТЬСЯ