В сентябре знаменитая английская компания Cole & Son представит новую коллекцию обоев — “Botanica”. Восхитительная серия дизайнов посвящена английской природе в разные времена года, поэтому, наверное, стоит вспомнить, а что же такое традиционный английский пейзаж. И рассказать немного об истории английского парка и о человеке, который как никто другой повлиял на облик парков Англии.
Садово-парковое искусство появилось в далёкой древности, ещё во времена рабовладельческих государств. Развиваясь в различных климатических и культурно-исторических условиях, оно обретало те или иные характерные особенности. В настоящее время среди нескольких сложившихся стилей в садово-парковом искусстве главенствуют два основных — регулярный и пейзажный.
Регулярный (геометрический) парк имеет геометрически правильную планировку с композиционной регулярностью. Здесь присутствуют прямые аллеи, фигурные цветники и партеры, декоративно постриженные деревья и кустарники. Ярким примером этого стиля являются сады и парк Версаля, созданные в XVII веке ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Парки на манер версальского быстро вошли в моду в других странах Европы, и их стали часто называть “французскими”. Но такое название не вполне корректно, поскольку первые регулярные сады появились в Италии в эпоху Возрождения.
Пример регулярного (или, как говорят англичане, формального) стиля — Итальянский сад Бленхеймского дворца
Пейзажный (иррегулярный, ландшафтный) парк как стиль в садово-парковом искусстве сформировался в XVIII веке в Англии, отсюда ещё одно его название — английский парк. Если регулярный парк своими прямыми линиями дорожек, фигурностью цветников и затейливыми формами деревьев демонстрирует власть человека над природой, то английский парк воспевает природу и искусство неотличимое от природы.
Ландшафтный парк в имении Бленхейм, автор проекта — Ланселот Браун, XVIII в.
Предвестником пейзажного стиля явился Чарльз Бриджмен (Charles Bridgeman; 1690–1738). В созданных им парках наметился переход от строгости узорных партеров и прямолинейных аллей к более свободному сочетанию формальных, структурных и естественных элементов. Одним из его самых известных нововведений стала необычная система ограждения в поместье Стоу. На окраине поместья находились сельхозугодья и Олений парк. Чтобы животные могли пастись на отведённой им территории, но не забредали в сады и не подходили к особняку, Бриджмен первым в Англии стал использовать аха.
Аха Чарльза Бриджмена в поместье Стоу
Аха (или ах-ах; от фр. ha-ha) представляет собой небольшой ров, одна сторона которого — пологая, а другая — вертикальная, с подпорной стеной. Ров разделяет участки, находящиеся на одном уровне, поэтому издалека он незаметен. Кажется, что это один сплошной, непрерывный участок. Полагают, что название “аха” возникло из-за возгласа удивления, которое издавали люди, не знавшие о наличии рва и замечавшие его, лишь когда подходили достаточно близко.
Аха в поместье Бёрли, автор — Ланселот Браун, ок. 1765
Схема аха. Животные, пасущиеся слева, не могут попасть на участок справа из-за вертикальной стены рва. Если они забредут в ров, то смогут легко выбраться оттуда самостоятельно благодаря пологости склона рва с их стороны. Человек, гуляющий справа, может любоваться видами на участке слева — ничто не преграждает обзор, как это было бы в случае с обычной оградой.
Идеи, заложенные Бриджменом в английскую ландшафтную архитектуру, получили дальнейшее развитие в работах его более известных преемников, таких как Уильям Кент и Ланселот Браун.
Уильям Кент (William Kent; 1685–1748), стоявший у истоков британского классицизма и системы английского сада, был художником, выдающимся архитектором, ландшафтным архитектором и дизайнером мебели. Он возродил моду на палладианский стиль в архитектуре Англии. Работая в поместьях Стоу и Рушэм, Кент отказался от линейности и симметрии господствовавшего французского стиля, стремясь к гармоничному единству архитектуры и ландшафта. Парки этих поместий вошли в число ранних образцов “натурального” дизайна в английском стиле. В качестве ландшафтного архитектора Уильям Кент внёс революционные изменения в планировку садов и поместий.
Продолжателем идей Кента стал Ланселот Браун, который не просто добился поразительных результатов, но практически сформировал ландшафтный образ Англии.
Ланселот Браун портрет работы Ричарда Косвея, ок. 1770–75
Ланселот Браун (Lancelot Brown; 1716–1783) родился в деревне Киркхарл в графстве Нортамберленд на северо-востоке Англии. Он был пятым ребёнком (из шести) в семье фермера Уильяма Брауна. Мать Ланселота — Урсула — работала горничной в имении Киркхарл-холл сэра Уильяма Лорейна (2-го баронета Кирк Харл). После окончания школы Ланселот до 23 лет работал помощником садовника в Киркхарл-холле. В 1739 он покинул родные края и посетил несколько графств. В Оксфордшире Ланселот получил свой первый заказ — обустройство парка в поместье Киддингтон-холл.
Затем Браун переехал в Бакингемшир, где в 1741 был принят на работу в качестве помощника садовода в поместье Стоу, владельцем которого был британский военачальник и политик Ричард Темпл, 1-й виконт Кобэм.
Стоу-хаус, южный фасад
Огромный (более 400 комнат) особняк Стоу-хаус расположился среди садов внушительных размеров. Площадь центральных садов составляет 160 га, а вместе с окружающих их парком — 500 га (изначально парк занимал территорию в 2000 га). Садово-парковый комплекс Стоу (Stowe Landscape Gardens) формировался в течение трёх десятилетий, в его создании принимали участие несколько архитекторов и ландшафтных дизайнеров.
*Искусственное озеро в парке Стоу, автор — Чарльз Бриджмен
Первым проектировщиком садов Стоу был Чарльз Бриджмен. Он работал в поместье с 1711 по 1735. Бриджмен создал два озера и несколько прудов, посадил деревья напротив южного фасада особняка, проложил аллеи для прогулок, построил уже упоминавшийся аха. В 1735 Бриджмен в качестве королевского садовода занялся другими проектами, такими как обустройство озера Серпантин в Гайд-парке и проектирование садов вокруг Кенсингтонского дворца.
Парк Стоу
В 1731 для работы с Бриджменом был приглашён Уильям Кент. После того как Бриджмен в 1735 покинул поместье, Кент стал главным дизайнером садов Стоу. Вместе с архитектором Джеймсом Гиббсом Кент строил храмы, мосты и другие парковые сооружения. При Кенте парки Стоу начали обретать черты ландшафтного стиля и превращаться в композицию пейзажных сцен.
Палладианский мост Джеймса Гиббса в Стоу
Елисейские поля в Стоу и Храм знаменитых британцев, построенный Кентом