Журналисты британского издания Wallpaper* опросили ведущих деятелей архитектуры и дизайна, чтобы выяснить, какие книги перечитывают и используют в качестве справочного материала креативные личности, что они рекомендуют для вдохновляющего чтения. Вот некоторые названия, выбранные успешными дизайнерами наших дней.
“Josef Hoffmann 1870-1956: In the Realm of Beauty”****(“Йозеф Хоффман, 1870-1956: в царстве красоты”)
автор – August Sarnitz (Август Сарниц)
издательство – Taschen
Эту книгу выбрал Хайме Айон (Jaime Hayon), всемирно известный испанский дизайнер и основатель Hayon Studio.
«Хоффман – провидец своего времени, его проекты дарят мне огромное вдохновение».
Книга знакомит с творчеством Йозефа Хоффмана, первопроходца модерна и ключевой фигуры в европейской эстетике, архитектора, который был одним из основателей венского сецессиона (венского варианта югендстиля) и Венских мастерских (Wiener Werkstatte), объединивших в 1903 передовых архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов. В 1902 году Хоффман создал кубистическую скульптуру, которая стала символом независимости многих венских художников. Кубизм в его творчестве появился раньше, чем сформировался термин “кубизм”, ещё до работ Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В 1904 Хоффман построил в предместье Вены санаторий Пуркерсдорф. Этот проект стал главным предвестником модернизма, позднее развитым такими архитекторами, как Ле Корбюзье, например.
В течение шести десятилетий Йозеф Хоффман поддерживал эстетический диалог с модернизмом, международным стилем и ар-деко. Значимость работ Хоффмана, его вклад в развитие архитектуры и дизайна высоко ценили Алвар Аалто, Ле Корбюзье, Джо Понти и Карло Скарпа. Однако молодое поколение архитекторов и историков игнорировало Хоффмана, его имя было забыто. Новое открытие и познание творчества Хоффмана началось в 1970 годах благодаря нескольким выставкам и публикациям. Начали появляться имитации его стиля; копии его мебели, тканей и различных объектов обрели коммерческий успех, а подлинные изделия и рисунки стали дорогими лотами на аукционах. Смелый, новый минимализм австрийского мастера сегодня вновь вдохновляет архитекторов и дизайнеров.
Книга “Josef Hoffmann 1870-1956: In the Realm of Beauty” была впервые опубликована в 2007, затем несколько раз переиздавалась, в 2016 вышла в твёрдой обложке.
Автор книги – Август Сарниц, архитектор, профессор истории и теории архитектуры венской Академии изобразительных искусств.
“Scandinavian Design”****(“Скандинавский дизайн”)
авторы – Charlotte & Peter Fiell (Шарлотта и Питер Филл)
издательство – Taschen
Одной из важнейших для себя эту книгу назвал Ли Брум (Lee Broom), британский дизайнер широкого профиля и основатель премиум-бренда Lee Broom.
«Я купил эту книгу, когда только начал работать в индустрии как дизайнер интерьеров. Меня тогда действительно вдохновили такие дизайнеры, как Вернер Пантон и Ээро Аарнио, и я часто обращался к стилю 60-х годов, проектируя бары и рестораны.
...“Scandinavian Design” вскоре стала моим неизменным справочником по всему скандинавскому. Книга познакомила меня с множеством разнообразных стилей мебели, освещения, керамики и ювелирных изделий с 1900-х годов и далее, а самое главное, позволила мне понять, как можно промышленно развивать ремесло. Безусловно, это одна из книг, которые несколько лет спустя воодушевили меня на переход из сферы интерьеров в товарный дизайн».
Скандтастика! Скандинавы невероятно одарены дизайнерскими способностями. По всему миру они славятся своими неповторимыми демократическими дизайнами, которые преодолевают разрыв между ремеслом и промышленным производством. Единение прекрасных органических форм с повседневной функциональностью является одним из основных достоинств дизайна Скандинавии и одной из причин, почему скандинавские творения так высоко ценятся и пользуются большим спросом. Данный справочник подробно представляет скандинавскую мебель, стекло, керамику, текстиль, ювелирные изделия и промышленный дизайн с 1900 года по настоящее время, даёт детальную информацию относительно более 200 дизайнеров и компаний, ориентированных на дизайн, а также рассматривает сходства и различия в подходах, присущих Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии и Дании. В книге имеется список важных мест, связанных с историей дизайна и достойных посещения, – это для читателей, которые планируют поездку в Скандинавию.
“Scandinavian Design” вышла в свет в 2002, переиздавалась в 2003, 2005 и 2013.
Книгу написали Шарлотта и Питер Филл, которые являются признанными авторитетами в области истории, теории и критики дизайна. Шарлотта училась в Британском институте во Флоренции и в колледже искусств Камберуэлл (в составе Лондонского университета искусств), где изучала историю рисования и печатной графики с материаловедением. Позднее она прошла курс обучения в Институте искусств Сотбис в Лондоне, где учился и Питер. В конце 1980-х супруги Филл открыли галерею на Кингз-роуд, и благодаря этому обрели редкие практические познания в дизайне эпохи модернизма. В 1991 они выпустили свою первую книгу – “Modern Furniture Classics since 1945”, чуть позднее решили вплотную заняться писательской деятельностью. С 1993 по 2007 супруги работали ответственными редакторами отдела книг о дизайне в издательстве Taschen. В 2013 Шарлотта и Питер Филл переехали в Глостершир и поселились в Чиппинг Кэмпдене, который ассоциируется с британским движением “Искусства и ремёсла”. Супруги продолжают писать, а в качестве фрилансеров работают редакторами и консультантами, сотрудничая с различными издательствами. На сегодняшний день Шарлотта и Питер Филл являются авторами 54 книг, выпущенных общим тиражом свыше 4 миллионов штук на 20 языках.
“Pleats Please”****авторы – Issey Miyake (ИссейМияке),
Midori Kitamura (Мидори Китамура)
издательство – Taschen
Выбор Бенджамина Хьюберта (Benjamin Hubert), британского промышленного дизайнера и основателя дизайнерского агентства Layer. Хьюберт сотрудничает со многими известными брендами, например, с Braun, BMW, Cappellini, Fritz Hansen, Herman Miller, Moroso, Oral B, Panasonic и Samsung.
Вот почему он выбрал “Pleats Please”:
«Книга содержит массу сведений о технологическом процессе, материалах и деталях. Это также история о человеке, который стоит за процессом, производством и маркетингом. Действительно, книга для дизайнеров и архитекторов, которые любят моду, а глубокое погружение в архитектурно-структурные качества плиссированного полиэстера подобно трёхмерному осмыслению этих секторов».
В 1993 году японский модельер и дизайнер Иссей Мияке запустил свою знаменитую линию плиссированной одежды “Pleats Please”, которая изготавливалась из отдельных кусков высококачественной 100% полиэфирной ткани. Процесс производства “Pleats Please” является новаторским по своей сути: одежда кроится и шьётся из куска ткани, который почти в три раза больше готового изделия. Затем изделие зажимают между листами бумаги и вручную подают в плиссировочную машину, из которой выходит одежда с вечными складочками – платья, кардиганы, юбки, рубашки, эластичные трусики. Этот промышленный процесс позволяет придавать одежде одновременно и текстуру, и форму. Вертикальная плиссировка используется для создания различных эффектов и архитектурных форм. Одежда “Pleats Please” очень функциональная и практичная: она нетребовательна к условиям хранения, хорошо переносит транспортировку, не нуждается в глажении, её можно стирать в машинке, высыхает за несколько часов.
Книга “Pleats Please” вышла в 2012. Автор – Иссей Мияке, редактор – Мидори Китамура, которая является президентом студии дизайна Miyake, участвует в разработке коллекций, курирует выставки и готовит публикации.
“Revolution: Interior Design from 1950”****(“Революция: дизайн интерьера с 1950 года”)
автор – Drew Plunkett (Дрю Планкетт)
издательство – RIBA Publishing
Эту книгу рекомендует Бен Келли (Ben Kelly), британский дизайнер интерьеров, основатель дизайнерской фирмы Ben Kelly Design.
«Я выбрал её, потому что Дрю, который много лет возглавлял кафедру интерьерного дизайна в Школе искусств Глазго, – это человек энциклопедических знаний по данной теме. Книга содержит почти все примеры интерьеров, которые я бы сам выбрал для подобного издания».
Повествование книги начинается с 1950-х годов.
«Это история о клиентах с предпринимательским видением и деловой хваткой, которые выбирали в основном неизвестных дизайнеров и предоставляли им свободу действий. Вместе они создали добродушного монстра, и дизайнерская профессия вынуждена была развиваться и меняться, чтобы служить монстру. Она больше не могла оставаться на кустарном уровне». Протагонисты, которые помогли создать этого “добродушного монстра”, вышли из послевоенного консенсуса, стремясь выразить свою креативность в эпоху новых чувственных восприятий и подросткового бунтарства. С ослаблением послевоенного аскетизма дом стал местом самовыражения и породил ожидания чего-то более радикального в общественных местах.
Автор рассказывает, как в течение последующих десятилетий развивались и менялись стили, тенденции и социальные нравы, как всё это отражалось на дизайне интерьеров. Планкетт показывает кофейни Сохо 1950-х, демонстрирует футуристический стиль аптек Челси в 1960-х годах, ведёт читателя в ночной клуб The Haçienda в Манчестере и знакомит с эстетикой эсид-хаус 1980-х, а потом сопровождает на оживлённые улицы, где обустроились крупные бренды начала 2000-х годов, и далее – до наших дней.
Дрю Планкетт – дизайнер интерьеров (в основном ресторанов и выставочных залов). Много лет возглавлял кафедру интерьерного дизайна в Школе искусств Глазго. Опубликовал несколько книг по дизайну.
В книге “Revolution: Interior Design from 1950” Планкетт, будучи учёным, даёт подробный анализ развития и изменения дизайна, но повествование не выглядит сухим и скучным, поскольку автор разбавляет свой текст забавными анекдотами и вспышками ярких образов, которые дополнительно освещают тему и помогают её восприятию. Такой точный, интересный и наглядный обзор может подготовить только тот специалист, который давно и глубоко погрузился в изучение вопроса.
Книга “Revolution: Interior Design from 1950” вышла в январе 2017, содержит более 200 фотографий и рисунков, некоторые из которых публикуются крайне редко.