19 ноября 2018
Русские шведы

Главная осенняя выставка в “Лильевалькс” (Liljevalchs), одной из самых престижных художественных галерей Стокгольма, посвящена советскому плакатному искусству 1920-х годов. Посетители галереи смогут познакомиться с киноафишами и агитационными плакатами из уникальной японской коллекции. Как признают организаторы выставки, 1920-е годы были золотой эпохой для советского искусства, в том числе и графического. Русский авангард процветал, накладывая свой отпечаток на общество и вдохновляя художников других стран.


Киноплакат к фильму «Броненосец “Потёмкин”»,
авторы: Владимир и Георгий Стенберги, 1929

Большинство авторов, представленных на выставке, были в основном не плакатистами, а поэтами, художниками или фотографами. Но искусство создания плакатов было востребованным, активно развивалось в течение первого десятилетия Советской России и привлекало к себе внимание многих талантливых людей. На выставке представлены работы целого ряда выдающихся мастеров. Отдельная экспозиция посвящена творчеству Эль Лисицкого, художника и архитектора, который в значительной мере способствовал приходу супрематизма в архитектуру. В двух небольших залах демонстрируются плакаты с текстами Владимира Маяковского. И, конечно же, представлены афиши знаменитых братьев Стенбергов.

russian-sweden01
Владимир и Георгий Стенберги

Владимир Августович (1899–1982) и Георгий Августович (1900–1933) Стенберги прославились как оформители зданий и городских площадей, конструктивисты, художники-графики, мастера сценографии, книжного дизайна и киноплаката.

Стоит отметить, что Стенберги начали приобщаться к творческой деятельности довольно рано: будучи ещё гимназистами, они порой помогали отцу-художнику в его проектах. В юности братья увлеклись кинематографом и мечтали о работе в этой сфере. В 1915 Владимир заключил свой первый контракт и совместно с художниками Е.Ф. Бауэром и А.А. Уткиным участвовал в создании декораций для киноателье Ханжонкова. Владимиру тогда было 16 лет, а получить подобную работу в его возрасте было проблематично, поэтому юноша попросил отца о содействии с контрактом. Вместе с отцом он в том же году сделал декорации для Киевского театра оперетты, в 1916 занимался оформлением театральных постановок в Москве.

Владимир был на год старше Георгия, но в гимназии он пропустил несколько месяцев из-за болезни, и дальнейшее обучение братья продолжили вместе.
С 1912 по 1917 Стенберги постигали искусство сценографии, чеканки, росписи по эмали и фарфору в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, где их наставниками были такие мастера, как А.С. Янов, В.Е. Егоров и П.В. Кузнецов.
Параллельно с художественным образованием в 1917 получили инженерно-технические знания по специальности “железнодорожные сооружения и мосты” на военно-дорожных курсах. Это пригодилось потом при создании индустриальных моделей и абстрактных конструкций.
С 1918 по 1920 братья изучали архитектуру, монументальную живопись, скульптуру и графику у Г.Б. Якулова в Первых ГСХМ (Первые Государственные свободные художественные мастерские — название Строгановского училища после преобразования в 1918).

russian-sweden02
Плакаты к британскому фильму «Мулен Руж» с Ольгой Чеховой в главной роли, 1929
и к немецкому фильму «Великосветское пари», 1927,
авторы: Владимир и Георгий Стенберги

Во время учёбы в ГСХМ Владимир и Георгий начали работать дуэтом. Они подготовили проекты интерьерного оформления для Клуба работников управления водного транспорта и Московского клуба железнодорожников, сделали эскизы декораций для их спектаклей. Братья, как и многие другие студенты ГСХМ, создавали плакаты и неоднократно участвовали в украшении Москвы к праздникам. К первой годовщине Октябрьской революции Стенберги оформили здания Высшего совета народного хозяйства и Главпочтамта. Владимир и Георгий использовали различные художественные средства: гигантские символические фигуры, мотивы народных узоров, контрасты форм и выразительные шрифты. Благодаря своим талантам Стенберги на момент окончания ГСХМ являлись известными художниками, чьи работы были уже знакомы публике: по приглашению их учителя Георгия Якулова братья приняли участие в выставке стихов и картин имажинистов, состоявшейся 3 апреля 1919 в Большой аудитории Политехнического музея. В 1920 создали ряд агитационных плакатов для фронта.

russian-sweden03
Картина Георгия Стенберга «Подъёмный кран», 1920

Братья выступили в числе организаторов ОБМОХУ (Общество молодых художников; действовало в 1919–1923) и вошли в рабочую группу конструктивистов ИНХУК (Институт художественной культуры; 1920–1924). Молодые авангардисты ОБМОХУ организовали четыре выставки: в 1919, 1920, 1921 и 1923 гг. Наиболее значимой стала выставка 1921 года, на которой были представлены работы пяти членов рабочей группы конструктивистов ИНХУК — Александра Родченко, Константина Медунецкого, братьев Стенбергов и Карла Иогансона.

russian-sweden04
Выставка ОБМОХУ 1921 г.

Две сохранившиеся фотографии того времени «стали самой тиражируемой иллюстрацией новых приёмов и принципов, внедрявшихся в искусство художниками-конструктивистами. Экспонируемые на выставке конструкции представляли собой лабораторные эксперименты в области поиска новых форм, которые в будущем могли бы стать реальными пространственными объектами. Это подвесные конструкции (Родченко), трёхмерные динамичные структуры, построенные по инженерным принципам (братья Стенберги), скульптурные композиции, демонстрирующие соотношение формы и материала (Медунецкий), реальные сбалансированные структуры в виде пространственных крестообразных построений».

К сожалению, практически все эти произведения утрачены и присутствуют в крупнейших музеях и коллекциях лишь в виде более поздних отдельных реконструкций. В 2006 Государственная Третьяковская галерея в рамках постоянной экспозиции “Искусство ХХ века” на Крымском Валу представила полную реконструкцию зала конструктивистов знаменитой выставки ОБМОХУ 1921 года. Там впервые воссозданы абсолютно все «произведения, как пространственные, так и настенные, в точном масштабе и материалах оригиналов». Воспроизведён даже «общий вид зала, его экспозиционные элементы, пространственные параметры, освещение, драпировки, система подвески и оригинальные авторские подставки».

russian-sweden05
Воссозданный зал конструктивистов на Крымском Валу

Стенберги принимали активное участие в деятельности ИНХУК и дискуссиях об искусстве и путях его развития. Такие обсуждения порождали творческие импульсы, новаторские идеи, желание работать. Различные эксперименты с цветом, конструкциями и материалами помогали находить новые практические приёмы и методы. Искренне веря в приближение эпохи общемирового искусства, братья вместе с другом Константином Медунецким писали патетико-романтические обращения «ко всему земному шару». В январе 1922 Стенберги и Медунецкий провели в московском “Кафе поэтов” выставку своих работ под названием “Конструктивисты”. Для неё был подготовлен каталог с манифестом, в котором художники объявили традиционное искусство вне закона и назвали конструктивизм «величайшим трамплином для прыжка к всечеловеческой культуре». Можно сказать, что на этой выставке родился сам термин “конструктивизм”, поскольку программный манифест “Конструктивизм” Алексея Гана был издан чуть позже — летом того же года.

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства ― конструктивизм. Даже удивляешься, что это слово есть во французском лексиконе. Не конструктивизм художников, которые из хороших и нужных проволок и жести делают ненужные сооруженьица. Конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерию, нужную для оформления всей нашей практической жизни», — написал Владимир Маяковский в 1923.

russian-sweden06
Картина Владимира Стенберга «Рабочий», начало 1920-х

В 1922 в Берлине, затем в 1923 в Амстердаме с большим успехом прошла Первая русская художественная выставка, организованная Наркомпросом РСФСР. Помимо произведений изобразительного искусства на выставке демонстрировались экспериментальные работы художников, стремившихся соединить объём и конструкцию с предметным миром. Наряду с супрематическими композициями К. Малевича, контррельефами В. Татлина и проунами Л. Лисицкого экспонировались конструкции А. Родченко, К. Медунецкого, К. Иогансона и братьев Стенбергов.

Ярким этапом в творчестве Владимира и Георгия Стенбергов был театр. В 1919 для Государственного Показательного театра в московском саду “Эрмитаж” они создали декорации к спектаклю “Царь Эдип” по трагедии Софокла. В 1922 по приглашению Александра Таирова Стенберги начали сотрудничество с Камерным театром, где до 1931 работали в качестве декораторов и художников по костюмам. Тонко чувствуя пульс постановки, они стремились визуально передать его и отобразить психологические особенности и эмоции персонажей пьесы. Ясные, структурно целостные сценические композиции (порой монументальные) пробуждали у зрителей необходимые ассоциации, которые способствовали восприятию драматургии спектакля. Стенберги мастерски использовали пространство, цвет, свет и различные материалы. Их декорации могли меняться и сдвигаться прямо по ходу действия в соответствии с замыслом режиссёра.

russian-sweden07
Дизайн костюма для оперетты «День и ночь» в Камерном театре,
авторы: Владимир и Георгий Стенберги, 1920-е годы

В 1923 состоялись гастроли Камерного театра в Берлине и Париже. В Париже была организована однодневная выставка Стенбергов и Медунецкого (он работал совместно со Стенбергами до 1924). Выставка привлекла большое внимание благодаря инновационному характеру и неординарности представленных работ.

С апреля по октябрь 1925 в Париже проходила Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности. Огромный интерес публики вызвали советские экспозиции и сам павильон СССР. Как заявил Ле Корбюзье, советский павильон был единственным, на который стоит смотреть. Пьер Скизе (авторитетный французский журналист, театральный и кинокритик) говорил, что, за исключением советского раздела, никто на выставке не представил целостную и впечатляющую экспозицию, которая отражала бы состояние современного театра. «К счастью, есть русские», — отметил Скизе. По словам журналиста, возле советской театральной экспозиции постоянно шли дискуссии, раздавались возгласы «Ох!» и «Ах!». Профессионалы и обычные посетители были буквально ошеломлены увиденным.
За свои театрально-декорационные работы Стенберги были удостоены серебряной медали Международной выставки.
Кстати, эта выставка дала название течению ар-деко. Термин art déco образован сокращением от французского названия выставки: Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes.

russian-sweden08
Братья Стенберги, 1920-е годы

И всё же прославились братья в первую очередь как мастера киноплаката. В 1923 они сделали замечательную афишу к гастролям Камерного театра в Европе. Нарисованный ими стилизованный профиль Алисы Коонен в роли Федры практически стал эмблемой таировского театра.

russian-sweden09

Летом 1924 была создана государственная кинокомпания “Совкино”, которая обладала правом на импорт, производство и монопольный прокат кинофильмов по всей территории СССР. Вскоре Стенберги стали штатными художниками “Совкино”. За несколько лет (“Совкино” было закрыто в феврале 1930) они создали около 300 плакатов к советским и зарубежным фильмам. Свои работы братья подписывали на манер цирковых дуэтов: “2 Стенберг 2”.

Стенберги органично сочетали энергию агитационного плаката с театральной декоративностью и стилистикой конструктивизма. В их работах можно встретить многоплановые композиции, сюжетные столкновения, фрагментированные изображения, неожиданные ракурсы и перспективы, эксцентрику и гротеск. Стоит учитывать, что в 1920-х годах ещё не было компьютеров и тех полиграфических возможностей, которые доступны сегодня. Типографские технологии того времени не позволяли качественно воспроизводить фотографии и кадры из кинофильмов, но Стенберги, обладая широкими познаниями в области литографии, разработали собственный способ имитации фотоснимков. То, что на киноплакатах Стенбергов можно принять за фотографию, на самом деле является рисунком.

Помимо киноплакатов, братья создавали театральные и цирковые плакаты, занимались оформлением обложек книг и журналов.

russian-sweden10
Цирковые плакаты братьев Стенбергов

Конечно, не все плакаты братьев можно назвать шедеврами, но именно Стенберги во многом определили направление развития советского киноплакатного жанра в 1920-е годы. Работы Стенбергов до сих пор остаются образцом творческого подхода к художественной задаче и входят в разряд лучших достижений советского и европейского киноплаката.

russian-sweden11
Обложка журнала «Строительство Москвы», 1930
и объявление о подписке на журнал «Новый мир», 1926,
авторы: Владимир и Георгий Стенберги

Неутомимые братья не ограничивались работой в Камерном театре и “Совкино”.

В 1923 Стенберги выполнили проектирование и оформление одного из павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на Воробьёвых горах.
С 1928 по 1932 Стенберги являлись главными художниками Днепростроя.
В 1928–1933 они работали главными художниками Центрального парка культуры и отдыха (в 1932 парку присвоено имя Максима Горького).

russian-sweden12
Ландышевая аллея в Парке Горького. Идея оформления фонарями в виде изогнутых стеблей ландыша с круглыми плафонами-цветами принадлежит братьям Стенбергам.
Фото 1935 года из архива Парка Горького.

В начале 1930-х Стенберги преподавали в архитектурно-строительном институте на кафедре рисунка и проектирования.

В 1932 братья участвовали в конкурсе проектов Дворца Советов (проект Стенбергов был отмечен премией).
Стенберги принимали участие в оформлении здания и клуба Наркомата лёгкой промышленности, Дворца культуры Пролетарского района (сейчас Дворец культуры ЗИЛ).

В начале 1920-х братья неоднократно занимались оформлением улиц и площадей Москвы. Например, в 1922 выполнили праздничное оформление Охотного Ряда и площади Свердлова к 1 мая и пятой годовщине Октябрьской революции. В 1928 на конкурсе проектов праздничного оформления Красной площади Стенберги заняли первое место и были назначены главными художниками-оформителями Красной площади к торжествам. Владимир Стенберг занимал эту должность до 1962 (Георгий Стенберг погиб в автоаварии в 1933).

Владимир Стенберг осуществлял праздничное оформление улиц и площадей Москвы по случаю большинства важнейших событий, отмечавшихся в 1930-е годы, например, встреча челюскинцев в 1934 и экипажа Валерия Чкалова, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку. Оформлением Красной площади к Параду Победы 24 июня 1945 также занимался Владимир Стенберг.

В конце 1930-х Владимир Стенберг разработал дизайн интерьера вагона для Метрополитена. Предложенные Стенбергом конфигурации дверей и окон, рисунок стенового покрытия, контур поручней и каплеобразные светильники сохранялись до 1970-х годов.

В годы Великой Отечественной войны Владимир Стенберг создавал плакаты для фронта и портреты героев-лётчиков. Занимался маскировкой Москвы и разрабатывал проекты самоохлаждающихся резервуаров для хранения горючих веществ.

В 1949–1952 работал главным художником “Мосгороформления”.
В 1952 Владимир Стенберг был арестован, освобождён в 1953 после смерти Сталина.

russian-sweden13
Плакаты к фильму «Октябрь», авторы: братья Стенберги и Яков Руклевский, 1927
и к фильму «Мёртвая петля», авторы: братья Стенберги, 1929

Как это ни удивительно, но до 1932 года братья Стенберги были подданными Швеции. В Строгановском училище их прозвали “русскими шведами”, и это прозвище надолго закрепилось за ними. В 1932, когда Стенберги уже были назначены главными оформителями Красной площади, братьев поставили перед выбором: либо они принимают советское гражданство, либо пусть ищут другую работу, поскольку главными художниками центральной площади страны не могут быть иностранцы. Стенберги приняли советское гражданство.

Почему мы уделили всё внимание именно братьям Стенбергам? Дело в том, что возможность проведения нынешней выставки советского плаката в Стокгольме отчасти связана с их семьёй.

Отец знаменитых братьев — Карл Иоганн Август Стенберг — был художником-декоратором. Он блестяще окончил стокгольмскую Академию художеств, и 1896 отправился в Россию для участия в оформлении Нижегородской ярмарки. Путь художника лежал через Ревель (сейчас Таллин), где он познакомился с девушкой-латышкой Анной, которая возвращалась к отцу в Ригу. Молодые люди знали немецкий язык, что и помогло их общению. Они сразу полюбили друг друга и вскоре поженились. Обустроились в Москве, где у них родились два сына и дочка Лида (Лидия Августовна Стенберг — советский художник-график). Стенберг приобрёл профессиональную известность, и к нему стали обращаться с заказами многие состоятельные люди. Например, Стенберг занимался оформительскими работами в гостинице “Метрополь” и магазине компании “Мюр и Мерилиз” (ныне ЦУМ в Москве). С началом Первой мировой войны Август Стенберг начал думать о возвращении в Швецию. В 1917 из-за отсутствия заказов положение семьи значительно ухудшилось, и Стенберг окончательно решил вернуться на родину, но жена и дети были против этого. В конечном счёте договорились, что Август Стенберг отправится в Стокгольм и подготовит всё для приезда семьи. После его отъезда началась переписка, но вскоре Анна Михайловна перестала получать письма от мужа. На её запросы в различные инстанции приходили скупые ответы: погиб при невыясненных обстоятельствах.

В начале 2000-х режиссёр-документалист Микаэль Стенберг (довольно распространённая в Швеции фамилия) попытался выяснить судьбу Августа Стенберга. В ходе своего расследования режиссёр узнал, что большое количество оригинальных плакатов братьев Стенбергов находится в частной коллекции японского модельера Руки Мацумото. Помимо работ Стенбергов в коллекции представлено творчество и других художников — около 20 000 плакатов. Микаэль Стенберг связался с Руки Мацумото и хотел снять фильм о нём и его коллекции. К несчастью, Мацумото скоропостижно скончался от инсульта. Согласно завещанию Мацумото, коллекция должна сохраняться в полном объёме, чтобы её могли увидеть в различных странах. И вот сейчас она экспонируется в Стокгольме.
Выставка открылась 12 октября и продлится до 6 января 2019.

russian-sweden14
Плакаты к документальному фильму «Человек с киноаппаратом»,
авторы: Владимир и Георгий Стенберги, 1929

ПОДЕЛИТЬСЯ