27 ноября 2017
История дизайна: Педер Моос

Бескомпромиссный, эксцентричный, нетипичный, но чрезвычайно талантливый — так чаще всего говорят о датском краснодеревщике Педере Моосе. Его работа с деревом осуществлялась на уровне инстинкта, это была некая магия или мистика, которая не подчинялась никаким правилам. Моос работал без предварительных эскизов и чертежей. “Сначала я делаю мебель, а потом рисую её”, — объяснял Педер Моос. Он выбирал первичную древесину по твёрдости, в соответствии с утилитарными задачами будущей формы, а вторичную древесину подбирал для усиления конструкции и цвета. За свою творческую карьеру Моос сделал сравнительно немного мебели — примерно 30–40 предметов на заказ. Всё это, за исключением пары наименований, он создал самостоятельно, в одиночку.

Педер Моос (Peder Moos, 1906–1991) родился в Дании в семье фермера. Окончил народную Высшую школу (она не давала учёной степени), затем обучался столярному ремеслу. С 1926 по 1929 работал в Париже, Женеве и Лозанне. В 1935 Моос открыл в Копенгагене собственную мастерскую, в которой проработал 20 лет. Одновременно с этим учился на вечерних курсах при Датской королевской академии изящных искусств, там в числе его наставников были такие мастера, как скульптор Эйнар Утсон-Франк и архитектор, дизайнер мебели Коре Клинт, основоположник модернизма в датском мебельном дизайне. В 1956 Моос переехал в Кертеминне и несколько лет преподавал в ремесленном училище. Затем он открыл мастерскую в городке Бредебро на юге Дании, где поселился в 1962.

Одной из первых оригинальных работ Мооса была деревянная кровать, которую он сделал для себя. Педер любил спать на свежем воздухе, поэтому сконструировал кровать таким образом, чтобы она могла выдвигаться наружу через окно его маленькой квартиры.

peder-moos01
Кресло, стол и стулья работы Мооса

Педер Моос не являлся ревностным последователем концепции декорирования. В дизайне он отдавал приоритет функциональности, хотя, конечно же, не был равнодушным к эстетике. Великолепные изгибы органических форм рождались как результат его интуитивного мастерства и благодаря характеристикам выбранных пород дерева. Примечательными и наиболее впечатляющими чертами дизайна Мооса являются детали его изделий. Педеру Моосу было чуждо украшательство и то, что другие называли декоративными элементами его мебели, сам мастер считал всего лишь функциональными частями. Именно эти детали придают беспрецедентную красоту дизайну мебели Педера Мооса. Изогнутые линии напоминают стиль ар-нуво, но при этом все его творения несут в себе уникальную скандинавскую элегантность — они лёгкие и по-особому изящные.

peder-moos02
peder-moos03

Моос никогда не использовал металлические гвозди или болты в своей мебели. Для соединения конструктивных элементов он применял деревянные нагели и клинья, создавая красивые эффекты. Можно сказать, его декор рождался в силу необходимости. Уникальный мастер никогда не прибегал к финишному покрытию своих изделий. Вместо этого Моос использовал мелкую древесную стружку, которую тщательно втирал в поверхность. Он многократно шлифовал изделие, аккуратно промывал его, затем вновь шлифовал. Это придавало дереву очень изысканный вид.

peder-moos04
peder-moos05
Соединительно-крепёжные элементы из контрастной древесины

peder-moos06
Клиентам Педера Мооса приходилось быть весьма терпеливыми — заказанная мебель доставлялась не к определённому сроку, а тогда, когда работа была завершена.

Говорят (возможно, это выдумки), будто Моос обычно переезжал на некоторое время в дом заказчика, чтобы там найти вдохновение для будущей мебели. Фактический заказ клиента не имел большого значения. Более того, цена при этом никогда не была ограничена конкретной суммой. Как сказала известный датский дизайнер Грете Ялк, “он был человеком, для которого сама работа была чем-то сакральным, а экономический результат являлся неактуальной банальностью”. Если клиент спрашивал, сколько будет стоить его заказ, Моос обычно отвечал, что фиксированная цена помешает мебели быть настолько хорошей, насколько она может быть, а если клиент сочтёт конечную цену высокой, то он может не платить и просто оставить изделие в мастерской, — Моос позже продаст кому-нибудь. Не раз случалось, что клиент, посчитавший изготовленную мебель слишком дорогой, потом всё же возвращался за ней. Обладатели мебели необыкновенного мастера порой хвастались своим приобретением, которое было подобно музейному шедевру. “Поразительно, что искусство изготовления мебели можно довести до такого совершенства”, — отметила Грете Ялк.

peder-moos07

Элегантные произведения, несомненно, олицетворяют изысканность датского дизайна первой половины XX века. Мебель Мооса экспонировалась в музеях Стокгольма, Гааги и Нью-Йорка. Некоторые изделия стали появляться на аукционах и устанавливать ценовые рекорды для скандинавской мебели.

peder-moos08
peder-moos09
peder-moos10
Комод с раздвижными дверцами и регулируемыми полками

peder-moos11
peder-moos12

Стол длиной 379,8 см, дуб, клён, 1952 г.
В 2015 на лондонском аукционе Phillips продан за £602 500

ПОДЕЛИТЬСЯ