04 марта 2025
Mid-century modern, часть 2

Эстетика mid-century modern

Эстетика mid-century modern в предметном дизайне

Американский промышленный дизайнер Джордж Нельсон (George Nelson, 1908–1986) выделил три основные категории mid-century modern: биоморфизм, машинная эстетика, стиль ручной работы.

Новые тенденции, материалы и технологии породили новые формы в дизайне. Слово “биоморфизм” стало часто использоваться для описания изделий с органическими, изогнутыми формами и гладкими поверхностями, которые напоминают образы живой природы или предметного мира. Такой дизайн был более приятным и “живым” по сравнению с суровой эстетикой баухауса.

Биоморфная керамика Евы Цайзель, 1947
Биоморфная керамика Евы Цайзель, 1947.

Краткая справка.

Ева Цайзель (Eva Zeisel, 1906–2011) — керамист и промышленный дизайнер. Родилась в 1906 в Венгрии, работала на родине и в Германии. В 1930-х годах пять лет проработала в СССР на Ломоносовском и Дулёвском фарфоровых заводах, стала художественным руководителем всей фарфорово-стекольной индустрии Советского Союза. В связи с репрессиями покинула СССР в 1937. В 1938, в возрасте 32 лет, эмигрировала в США, где быстро добилась успеха.

Понятие “биоморфизм” (“биоморфный”) появилось в конце XIX века (предположительно, в 1895). Однако в контекст модернизма этот термин ввёл Джеффри Григсон в нескольких эссе 1935 года при описании творчества таких скульпторов и художников, как Генри Мур, Жоан Миро, Жан Элион и др., чтобы отличить их работы от «современных геометрических абстракций и жёсткого сюрреализма». Чуть позже Альфред Барр использовал слова “биоморфизм” и “биоморфный” в каталоге к выставке “Кубизм и абстрактное искусство”, которая проходила весной 1936 в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Краткая справка.
Джеффри Григсон (Geoffrey Grigson, 1905–1985) — британский писатель, поэт, критик, куратор выставок, один из основателей Института современного искусства в Лондоне.
Альфред Барр (Alfred Hamilton Barr, 1902–1981) — американский историк искусства, первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, член Американской академии искусств и наук.

Биоморфизм в искусстве представляет собой моделирование художественных элементов с помощью образных форм, напоминающих природные объекты и живые организмы, или посредством геометрических закономерностей природы, которые мы воспринимает в виде повторяющихся форм и паттернов (деревья, спирали, волны, барханы, геометрические узоры и т. д.). Проще говоря, биоморфное искусство опирается на формы, созданные силами природы.

В 1948 Чарльз Имз вместе с супругой Рэй (американские архитекторы и дизайнеры Charles и Ray Eames) создали прототип кресла La Chaise. Кресло получило много лестных отзывов, но долгое время так и оставалось в стадии модели, поскольку La Chaise посчитали слишком «специфичным в использовании», а его изготовление очень дорогостоящим.

La Chaise: кресло из полиуретана с белой лакировкой
La Chaise: кресло из полиуретана с белой лакировкой; основание из хромированной стали и массива дуба

Производство La Chaise началось лишь в 1990. Сейчас это кресло считается одним из классических произведений Имзов. Дизайн разработан под влиянием скульптуры “Плывущая фигура” (1927) Гастона Лашеза (Gaston Lachaise), на что намекает название кресла.

“Плывущая фигура” (1927) Гастона Лашеза (Gaston Lachaise)

Наряду с биоморфизмом существовала и машинная эстетика, взлелеянная сторонниками баухауса. В дизайне машинной эстетики доминируют прямые линии, геометрические формы предметов взаимодействуют с функцией. Это направление не стремилось к имитации вида изделий ручной работы, но гордо демонстрировало свой индустриальный характер.

Например, стиль машинной эстетики определяет облик стальной мебели Гарри Бертойя и некоторых изделий Джорджа Нельсона.

Гарри Бертойя (Harry Bertoia, 1915–1978 — американский дизайнер итальянского происхождения) в 1952 разработал для компании Knoll серию стульев и кресел из стали. На удивление, мебель оказалась удобной благодаря пружинящему эффекту стальной сетки.

 кресло Diamond
 кресло Diamond 2
Knoll до сих пор выпускает знаменитое кресло Diamond (“Алмаз”) и стулья в различных цветах.

Скамья “Платформа” (1946) Джорджа Нельсона часто упоминается в числе первых успешных проектов массового производства в США. Простая, но универсальная скамья соответствовала философии баухаус: хороший дизайн должен быть доступным для всех. В 1994 выпуск “Платформы” возобновился.

image

В 1950–1960 годах Джордж Нельсон создал более 100 моделей настенных часов. Сегодня они, возможно, кажутся винтажными, но тогда эти часы воспринимались как механизмы из будущего.

Настенные часы от Джордж Нельсон

Настенные часы от Джордж Нельсон 2

Хотя третья категория mid-century modern и определяется как “стиль ручной работы”, изделия этого направления также разрабатывались для серийного производства. Они воплощали в себе идеи минимализма и комфортной функциональности. При этом каждый предмет мебели выглядел уникально, словно являлся единственным в своём роде экземпляром, творением опытного мастера.

В 1949 выдающийся датский дизайнер мебели Ханс Вегнер (Hans Wegner, 1914–2007) создал стул, которому дал название “Круглый”. Округлая спинка плавно переходит в подлокотники, соединяясь с вертикалями ножек, что придаёт конструкции дополнительную прочность. Мировая известность к этому стулу пришла в 1960, когда для теледебатов кандидатов на пост президента США выбрали именно эту модель: Ричард Никсон и Джон Кеннеди сидели на “Круглых”. Вскоре элегантно простой стул покорил страну отличной комфортностью и превосходным качеством. Американцы стали называть его The Chair, т.е. просто “Стул”, как символ того единственного и неповторимого. В настоящее время The Chair производится датской компанией PP Møbler.

The Chai от Hans Wegner

Стиль ручной работы был особенно популярен среди скандинавских дизайнеров. Многие из них, опираясь на национальные традиции ремесла, использовали в своей работе натуральное дерево и кожу. Кожа дарила приятную мягкость, а дерево излучало тепло, столь желанное в условиях северных стран, особенно зимой.

В 1945 Финн Юль (Finn Juhl, 1912–1989 — датский архитектор и промышленный дизайнер) представил своё кресло 45 (45 Chair). Это было одно из самых первых кресел, в которых спинка и сиденье отделены от деревянного каркаса. Пространство между ними придаёт конструкции визуальную лёгкость.

45 Chair от Finn Juhl

Благодаря скандинавскому влиянию дизайн стал отходить от жёстких форм раннего модернизма, мебель начала приобретать плавные линии и скульптурные очертания. Её облик становился более изящным и органичным в своей естественной простоте. Тем не менее эти изделия “ручной работы” были созданы со значительной помощью машинного оборудования, что обеспечивало серийное производство и гарантировало доступные цены.

В 1947 Ханс Вегнер создал модель PP550 — модернистскую интерпретацию классического виндзорского кресла. Веерообразная спинка сформирована из прутьев с плоскими элементами, роль которых в первую очередь практическая: они служат удобной опорой и расположены именно в том месте, где лопатки сидящего человека соприкасаются со спинкой кресла. Когда Финн Юль увидел PP550, он сразу отметил его сходство с распущенным павлиньим хвостом. С тех пор это кресло известно во всём мире как Peacock (“Павлин”).

Кресло Peacock от Ханса Вернера

«Стул не должен иметь тыльной стороны. Ему следует быть красивым со всех сторон и ракурсов», — так считал Ханс Вегнер.

Кресла Peacock от Ханса Вернера

Mid-century modern в архитектуре и дизайне интерьера

Отличительными чертами как общественных зданий, так и жилых домов середины XX века являются: свет, простор и слияние интерьера с внешним пространством. Архитекторы стали вводить в свои проекты открытую планировку, просторные комнаты, большие окна, панорамное остекление и раздвижные двери. Благодаря этому в помещениях было много естественного света и свежего воздуха, из гостиной или спальни можно было шагнуть в домашний сад или на террасу, а красивый пейзаж стал частью общей композиции дома. Данная тенденция была особенно заметна в США (в частности в Калифорнии).

Здание вашингтонского аэропорта имени Даллеса
Здание вашингтонского аэропорта имени Даллеса построено в 1958–1962 по проекту Ээро Сааринена (Eero Saarinen, 1910–1961), американского архитектора финского происхождения.

Жилой дом Хёрли-хаус (Hurley House) на Голливудских холмах
Жилой дом Хёрли-хаус (Hurley House) на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе; построен в 1958 по проекту шведского архитектора и дизайнера Греты Магнуссон-Гроссман (Greta Magnusson-Grossman, 1906–1999), которая в 1940, будучи уже признанным специалистом, переехала в США.

Интерьер дома Хёрли-хаус (Hurley House) на Голливудских холмах

Архитекторы и дизайнеры начали использовать разнообразные подвесные, потолочные, настенные, настольные и напольные светильники и целые системы, которые позволяли создавать новую реальность в интерьере. Оснащённые хитроумными элементами отражения и рассеивания света, светильники порой становились фантастическими объектами всевозможных форм.

Светильник Artichoke от Поуль Хеннингсен
Поуль Хеннингсен разработал дизайн этого светильника в 1958. Светильник известен во многих странах как Artichoke (“Артишок”). Однако его оригинальное датское название — Kogle (“Шишка”), так он называется ещё в Германии и Норвегии. Он действительно похож и на артишок, и на шишку.

Kogle

В дизайне интерьеров ещё более важную роль, чем прежде, стали играть обои. Они давали недорогую и простую в применении возможность кардинального преображения комнат. Их отличные декоративные качества обеспечивали эстетически приятный фон, позволяли создавать акцентные стены и визуально формировать отдельные зоны помещения. В декоре обоев (а также интерьерного текстиля и ковров) доминировали геометрические и растительные узоры, присутствовали стилизованные рисунки и яркие цвета.

Шведские флизелиновые обои в стиле 1950-х годов
Шведские флизелиновые обои в стиле 1950-х годов по оригинальным дизайнам Арне Якобсена (Arne Jacobsen), Свена Маркелиуса (Sven Markelius), Стига Линдберга (Stig Lindberg) и Гоккен Юбс (Gocken Jobs). Коллекции обоев Wallpapers By Scandinavian Designers и Scandinavian Designers II, производства Boråstapeter.

Шведские флизелиновые обои в стиле 1950-х годов 2

Такие обои эффектно подчёркивали материалы и формы мебели, светильников и прочих интерьерных предметов авангардного вида, отлично дополняя их.

Поиск нового

Модернизм середины века сопровождался экспериментами с новыми материалами и технологиями, внедрение которых расширяло возможности реализации творческих идей.
В своих изысканиях дизайнеры иногда опережали время.

Осенью 1946 года в Музее Виктории и Альберта проходила выставка Britain Can Make It. Там Бенджамин Боуден (Benjamin Bowden, 1906–1998 — британский промышленный дизайнер) представил прототип велосипеда Classic из прессованного алюминия с вальным приводом и снабжённого динамо-втулкой.

Бенджамин Боуден демонстрирует лёгкость конструкции Classic, 1946
Бенджамин Боуден демонстрирует лёгкость конструкции Classic, 1946.

Непривычная форма, обтекаемые линии в духе стримлайн-модерна вызвали большой интерес публики. Однако Боудену не удалось найти в Британии производителя, который бы взялся за изготовление Classic. Лишь в 1960 в США была выпущена одна партия этого велосипеда пяти расцветок под новым названием — Spacelander. Правда, теперь он был сделан из стеклопластика, не имел велогенератора, а вал был заменён на цепь.

велосипеда Spacelander

Мебель из формованной и гнутой фанеры, которую создавали супруги Имз и Алвар Аалто, вдохновляла других дизайнеров. В 1963 Грета Ялк (Grete Jalk, 1920–2006 — датский дизайнер мебели) представила стул GJ Bow (иногда его называют просто GJ Chair, т.е. стул GJ). Он состоял из двух изящно согнутых листов ламинированной фанеры. Органичные линии смотрелись элегантно и очень эффектно.

Стул GJ Bow от Grete Jalk 2

Несмотря на кажущуюся простоту, форма конструкции достигалась в результате сложного технологического процесса. Поэтому было изготовлено всего около 300 стульев. В 2008 датская компания Lange Production приобрела права на стул GJ Bow и в 2009 наладила его производство.

Стул GJ Bow от Grete Jalk

В 1936 финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (Alvar Aalto, 1898–1976) вместе со своей (первой) женой Айно создал дизайн вазы Aalto, ставшей одним из самых узнаваемых предметов не только финского, но и вообще скандинавского дизайна. Она входила в серию предметов мебели и аксессуаров, разработанных супругами Аалто для нового ресторана “Савой” в Хельсинки, поэтому известна ещё и под названием “Савой”. Ваза имеет волнообразную форму, которая также напоминает облако или очертания озера. Кстати, название вазы указывает не на автора, а на форму изделия: aalto по-фински означает “волна”.

вазы Aalto

Ваза Aalto иллюстрирует тот факт, что бытовые объекты могут не только иметь декоративные и функциональные качества, но также выступать в качестве своеобразных произведений абстрактного искусства. Популярная ваза до сих пор выпускается в разных вариантах цвета и размера финской компанией Iittala.

Ориентируясь на функциональность, удобство и комфорт, модернизм стремился к минимизации нефункционального украшательства. При этом, как ни странно, сами предметы интерьера (мебель, светильники, посуда, аксессуары) благодаря своим материалам, цвету и форме постепенно обретали более важное декоративное значение, нередко становясь ключевыми элементами интерьера. В 1960-х годах некоторые дизайнеры стали отдаляться от строгой идейности функционализма и начали по-новому смотреть на дизайн, подобно Вернеру Пантону, который считал, что мебель должна взаимодействовать друг с другом, как «своего рода пейзаж, который отказывается быть только функциональным».

Кресла Heart Cone, созданные Вернером Пантоном в 1959
Кресла Heart Cone, созданные Вернером Пантоном в 1959.

Заключение

Как уже отмечалось, модернизм середины века не был единым стилем, но всё же он имел свои особенности:

• сдержанный, ясный дизайн; минимизация “декора ради декора”;
• органические и геометрические формы, линии, узоры;
• функциональность в сочетании с удобством;
• использование как традиционных, так и новых материалов, а также их сочетание друг с другом;
• присутствие ярких, насыщенных цветов;
• сильное влияние скандинавского стиля, который бурно развивался в 1950-е годы.

Английские обои Cole & Son от Пьеро Форназетти
Английские обои Cole&Son по оригинальным дизайнам 1950-х годов итальянского дизайнера Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti, 1913–1988).

Можно любить или не любить mid-century modern, но нельзя отрицать его влияние на наше восприятие современности.


ПОДЕЛИТЬСЯ