Färg & Blanche — стокгольмская студия дизайна, которую в 2010 году основали швед Фредрик Ферг (Fredrik Färg) и уроженка Франции Эмма Марга Бланш (Emma Marga Blanche).
Студия находится в центральной части Стокгольма на острове Сёдермальм и располагается в подземном гараже. Это довольно большое помещение, где дизайнерам удалось разместить выставочный зал, хорошо оборудованную мастерскую и лабораторию для экспериментов.
Дуэт работает в различных областях, сотрудничая с такими известными брендами, как Gärsnäs (Швеция), BD Barcelona Design (Испания), Petite Friture (Франция), Design House Stockholm (Швеция). Партнёры в творчестве и жизни, Фредрик и Эмма умело сочетают эксклюзивность ручной работы с возможностями промышленного производства, не теряя при этом своего особого стиля.
*Кресло “Орга́н” *
Эмма: «Мне нравится личностный аспект дизайна. Это нечто обволакивающее вас, очень близкое. Предмет мебели способен, например, одеть человека. Мы выглядим по-разному в зависимости от того, в каком кресле сидим».
Поиски новых решений привели Färg & Blanche к экстремальному шитью. Обнаружив, что древесина поддаётся шитью, дизайнеры начали испытывать методы предварительной обработки древесного материала и различные параметры его толщины и плотности. В результате многочисленных экспериментов они разработали и зарегистрировали технологию Wood Tailoring™ (“деревянное шитьё”).
Первым продуктом деревянного шитья стал модульный шкаф Pocket с кожаными карманами, пришитыми к простроченным дверцам.
В 2014 дуэт Färg & Blanche представил серию кожаных кресел, чей тыльный рисунок выстраивался формами и текстурой сшитых слоёв мебельной фанеры. В 2016 кресла вошли в ассортимент испанского бренда BD Barcelona Design.
В преддверии Стокгольмской недели дизайна 2019 Эмма и Фредрик рассказали немного о себе. Выдержки из этого интервью мы предлагаем вашему вниманию.
– Как образовался ваш дизайнерский дуэт?
Эмма: Мы встретились, когда получили приглашение на выставку в Берлине после участия в Greenhouse Стокгольмской мебельной ярмарки. В Германию Фредрик отвёз меня на машине, поскольку мой экспонат представлял собой табурет из больших магнитов, и я не могла лететь с ним. Эта поездка стала началом наших отношений. В 2011 мы курировали в Биологическом музее выставку работ 20 дизайнеров из разных стран. Всё прошло с большим успехом, и именно тогда мы приняли решение о дизайнерском партнёрстве. Фредрик переехал в Стокгольм из Гётеборга, где он тогда уже работал дизайнером, мы подыскали большое помещение и основали студию Färg & Blanche.
[Greenhouse — раздел Стокгольмской мебельной ярмарки, где демонстрируются работы начинающих дизайнеров.]
Узор на фасаде прострочен цветными нитями
– Как вы попали в мир дизайна?
Эмма: На меня большое творческое влияние оказала мама, которая была учителем рисования. Мы вместе ходили на художественные выставки и создавали поделки, которые продавали на рождественских ярмарках. Меня всегда поощряли делать то, что мне интересно, и в четырнадцать лет я прошла небольшую учебно-практическую программу в офисе дизайнера интерьеров. Мне тогда очень хотелось стать интерьерным дизайнером. В 17 лет я поступила в художественную школу на курс дизайна и дизайна интерьеров. В 21 год получила диплом и 6 месяцев проработала преподавателем искусства в индийском штате Тамилнад. Этот опыт изменил мои взгляды: меня больше не привлекали жизнь и работа во Франции, и я решила уехать за границу. Поэтому я переехала в Швецию, откуда родом семья моего отца.
Фредрик: Мы оба интерьерные архитекторы и дизайнеры. В моей семье никто не имел отношения к дизайну, но у всех были профессии, связанные с практической работой. Дедушка был сварщиком, бабушка — швеёй, и я всегда был окружён людьми, которые что-то создают своими руками. В Швеции после средней школы обычно не поступают сразу же в художественный колледж: нужно пройти ещё некоторое обучение. Я изучал изготовление мебели в течение двух лет до подачи заявления в HDK. Потом мне удалось пройти курс дизайна и курс моды, но я решил сосредоточиться на дизайне. Во время специализации я мог выбрать либо ювелирные изделия, либо мебель, но выбрал мебель. Так и пошло. Я всегда представлял себя изготовителем и дизайнером.
[HDK — Высшая школа дизайна и декоративно-прикладного искусства Гётеборгского университета. Фредрик учился там на факультете архитектуры интерьера.]
Кресло из серии Armour mon Amour
– Есть ли принципиальные различия в подходе, когда вы начинаете новый проект? Как вы работаете?
Эмма: Я хочу невозможного, и Фредрик находит решения! Мы предоставляем друг другу свободу действий и постоянно работаем вместе. Порой мы даже не знаем, откуда возникла идея или кто её предложил, это полностью результат совместных усилий. Все думают, что мы очень похожи, но это далеко от истины! У нас разные методы, хотя и общие цели. Я много рисую, в отличие от Фредрика, который более прямолинейный и интуитивный. Ему нравится ходить на практикумы, чтобы сразу попробовать что-то. В своей мастерской мы свободно экспериментируем и изготавливаем разные прототипы. Мы являемся частью бесконечного ремесленного процесса, благодаря которому мы перманентно развиваемся.
Стулья со съёмным “нарядом”.
– Как вы начали шить по дереву, как возникла эта идея?
Фредрик: Я уже в школе экспериментировал с разными видами шпона. Меня также очень интересовал пошив одежды. Экстремальная прострочка есть на всех наших прежних моделях стульев, таких как “Эмма” и “Эмили”. Затем мы просто раздвигали границы возможного и продолжали экспериментировать: нам нравится контрастное сочетание мягкого с жёстким. Хитрость заключается в том, чтобы создать нечто уникальное, да ещё и с возможностью серийного производства. Поэтому в 2012 мы приобрели швейную машину, поскольку не могли экспериментировать с экстремальным шитьём на фабриках наших клиентов. В 2014 мы представили индустрии дизайна своё шитьё по древесине.
Кресло “Эмма” для бренда Gärsnäs
– Какой ваш любимый материал для работы?
Эмма: Я бы сказала, тот, с которым мы ещё не работали! У Фредрика действительно нет предпочтений, хотя дерево — отличный материал.
Дизайн сумки для итальянского бренда Simple be
– Что вдохновляет вас?
Эмма: Я люблю книги о моде, но никогда не покупаю книги о дизайне. Ещё мне нравятся детали покроя одежды и особенности шитья. Фредрик находит вдохновение в технологических процессах. Мы оба любим художественные музеи, увлекаемся танцами, и я бы сказала, что мода вдохновляет нас обоих.
Фредрик: В основном это мода, искусство и материалы. Мы часто ходим на выставки, и нам нравится испытывать отсутствие каких-либо ограничительных рамок. Наш рабочий процесс представляет собой последовательность экспериментов, в которых мы физически исследуем материал и форму. Это воодушевляет на создание чего-то нового своими руками.
Табуреты и столик “Килт”
– Над чем вы сейчас работаете?
У нас много замечательных проектов, о которых, к сожалению, пока не можем рассказать. Но в данный момент мы работаем над мебелью и объектами для заказчиков из шести стран.
Во время Стокгольмской недели дизайна пройдёт выставка работ Färg & Blanche под названием The Baker´s House (“Дом пекаря”). Это своего рода дань уважения памяти Юлиуса Вестердаля, прапрадеда Эммы. Выставка состоится в великолепных интерьерах дома, где жил Вестердаль.
Историческая справка
Юлиус Вестердаль (Julius Westerdahl; 1846–1926) — шведский мастер по изразцовым печам, пекарь и предприниматель.
Юлиус родился в портовом городе Ландскруна и был младшим из пяти детей владельца продуктового магазина Ханса Вестердаля и Марии Вестердаль. К несчастью, отец умер ещё до рождения Юлиуса, а три года спустя скончалась и мать. Поэтому осиротевших детей воспитывали приёмные родители.
В 15-летнем возрасте Юлиус переехал в Мальмё, где стал учеником печника. В Мальмё жил брат Андреас, он был на пять лет старше и уже работал пекарем. В 1862 Андреас перебрался в Стокгольм, а через пять лет Юлиус последовал за ним.
В 1877 Юлиус отправился в Россию и во время войны с Турцией (1877—1878) служил полевым пекарем в русской армии. Походные условия побудили его освоить метод холодного брожения, который зимой применяли русские пекари, выставляя тесто на снег. В 1878 он вернулся в Стокгольм, где стал главным пекарем в небольшой пекарне Эмана. Юлиус ввёл некоторые новшества, в том числе привезённую из России технологию холодной ферментации с использованием льда, благодаря этому деликатесные хрустящие хлебцы получались особенно тонкими и хрусткими. В 1884 пекарня получила патент поставщика королевского двора. На следующий год Юлиус выкупил пекарню у 85-летней владелицы.
Дела шли хорошо, и в 1889 Юлиус построил дом, в котором разместились склад зерна, пекарня, офис и жилые помещения для семьи Вестердаля. В 1905 производственная часть была перенесена в здание новой фабрики, построенной неподалёку. В 1924 году количество работников компании доходило до 200 человек.
Юлиус Вестердаль с сыном Нильсом (в первом ряду) и работниками пекарни, 1902
После смерти Юлиуса Вестердаля компанию возглавил его сын Нильс, супруга которого страдала тяжёлой формой ревматизма, вероятно, поэтому бизнес-интересы Нильса сместились в сферу медицины. В 1932 он стал председателем правления фирмы Stille-Werner, выпускавшей медицинское оборудование и хирургические инструменты. В 1938 Нильс Вестердаль приобрёл Stille-Werner, а в 1941 продал хлебопекарную компанию. В построенном отцом доме Нильс жил до самой смерти в 1970.
В 2005 внучка Нильса приняла решение о ремонте парадной части дома и масштабной реставрации интерьеров в стиле начала XX века. В 2010 здесь открылись “салоны Юлиуса”, которые представляют собой музей и роскошные помещения для проведения различных мероприятий. Само здание известно в Швеции как дом Юлиуса.
Интерьер дома Юлиуса