03 декабря 2019
Эстрид Эриксон

Недавно мы говорили о том, что в конце октября исполнилось 95 лет знаменитому бренду Svenskt Tenn. Сегодня мы расскажем немного о его основательнице, которой в текущем году исполнилось бы 125 лет.

Эстрид Мария Эриксон (Estrid Maria Ericson, девичья фамилия — Erikson) родилась 16 сентября 1894 года, выросла на западе Швеции в городке Ю, где её отец Адольф Эриксон управлял небольшим отелем.

Окончив школу, Эстрид переехала в Стокгольм и с 1913 по 1918 училась в политехническом колледже, известном сегодня как Konstfack (Университетский колледж искусств, ремёсел и дизайна). Она выбрала специализацию «дизайн узоров». В числе её наставников была гранд-дама промышленного дизайна, скульптор и художник по тканям София Гисберг (Sofia Gisberg, 1854–1926), преподававшая искусство рисования и промышленное шитьё. После колледжа Эстрид некоторое время работала учителем рисования в Ю, затем переехала в Стокгольм и в 1919 устроилась в магазин шведской ремесленной ассоциации Svensk Hemslöjd.


Эстрид Эриксон, 1920-е годы.

В 1920 художник по тканям и дизайнер интерьеров Эльса Гулльберг (Elsa Gullberg, 1886–1984), которую иногда называют праматерью шведского модерна, занималась оформлением нового магазина компании Wikman & Wiklund. Магазин предлагал «более красивые повседневные товары» для дома, изделия самого современного по тем временам дизайна. Гулльберг пригласила Эриксон на должность консультанта, и Эстрид проработала там до 1924 года.

В это время Эриксон познакомилась с братьями Нильсом и Таге Фугстедтами, художниками оловянных изделий, и заинтересовалась их творчеством. Весной 1924 они организовали мастерскую, где втроём проработали до осени.

Estrid-Ericson-01
Оловянная фляжка для шнапса «Рыба», дизайнер — Эстрид Эриксон, 1920-е годы.

Когда в 1924 умер отец Эстрид, она решила вложить свою небольшую долю наследства в собственный бизнес. 24 октября того же года Эриксон открыла на стокгольмской улице Смоландсгатан компанию Svenskt Tenn («Шведское олово»), где было достаточно места для мастерской и магазина. Вместе с Нильсом Фугстедтом (Nils Fougstedt, 1881–1954) Эстрид создала внушительную коллекцию оловянных предметов: в день открытия магазина было представлено около 300 изделий.

Estrid-Ericson-02
Оловянная ваза «Тыква», дизайнер — Эстрид Эриксон, 1924.

Продукция Svenskt Tenn быстро стала популярной и получила много лестных отзывов в прессе. Одним из первых клиентов магазина стал принц Густав Адольф. Благодаря Фугстедту и Эриксон для олова наступил период ренессанса. Уже в 1925 (на следующий год после основания компании!) коллекция Svenskt Tenn была отмечена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Молодой бренд принимал участие в различных художественных выставках как в Швеции, так и за рубежом: в Стокгольме, Гётеборге, Цюрихе, Копенгагене, Барселоне. Развивая успех, Эстрид Эриксон продемонстрировала свои изделия в 1927 на выставках шведского дизайна в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, затем в Чикаго и Детройте.

В этот период Эриксон начала привлекать к сотрудничеству сторонних дизайнеров, в число которых входили скульптор Анна Петрус (Anna Petrus, 1886–1949), скульптор и художник по стеклу Эдвин Эрстрём (Edvin Öhrström, 1906–1994), архитектор-функционалист Уно Орен (Uno Åhrén, 1897–1977), художник и дизайнер интерьеров Бьёрн Трегордх (Björn Trägårdh, 1908–1998).

Estrid-Ericson-03
Оловянный упор для книг «Лев», дизайнер — Анна Петрус, 1926–1928.

В 1927 году компания переехала в более просторные помещения по адресу Страндвеген, 5, где располагается до сегодняшнего дня. В том же доме в 1930 Эстрид приобрела квартиру и для себя. Интерьер нового магазина, как и первого, был оформлен по проекту Уно Орена. Svenskt Tenn считался одним из лучших салонов интерьерного дизайна в Стокгольме. Подобные магазины можно было встретить только в Лондоне и Нью-Йорке. Чуть позже Орен выступил также автором дизайна интерьера и обстановки для квартиры Эриксон: приглушённая цветовая гамма и минималистичная мебель. Но это было за несколько лет до прихода в компанию Йозефа Франка — с его появлением и квартира, и магазин значительно преобразились.

Estrid-Ericson-04
Оловянный подсвечник «Лотос», дизайнер — Бьёрн Трегордх, 1929.

В 1928 Svenskt Tenn получила патент поставщика шведского королевского двора.
В 1929 стали заметны изменения в приоритетах компании, поскольку Эстрид Эриксон сократила оловянное производство и всё больше внимания уделяла дизайну интерьеров. В связи с открытием Стокгольмской выставки 1930 года в Svenskt Tenn появился мебельный отдел, где были представлены предметы, спроектированные Уно Ореном и Бьёрном Трегордхом. Первая мебель бренда была выполнена в стиле строгого функционализма и соответствовала тенденциям того времени.

Estrid-Ericson-05
Металлический торшер 1006 (дизайн начала 1930-х годов) и «Волнообразная» ваза из олова с латунной окантовкой (дизайн 1933 г.). Автор — Бьёрн Трегордх.

Ещё в 1921 в доме родственников своей подруги Эстрид впервые увидела разработанную Йозефом Франком мебель и сразу влюбилась в неё. В 1932 Эриксон обратилась к Франку с просьбой о проекте мебели, а в 1934 Йозеф Франк, известный австрийский архитектор, стал ведущим дизайнером Svenskt Tenn. Это событие определило дальнейшую историю компании и, можно сказать, повлияло на развитие всего шведского дизайна.

Estrid-Ericson-06
Эриксон (слева) с подругой Рагнильдой Лундберг, благодаря которой Эстрид впервые увидела мебель Йозефа Франка, 1930-е годы.

В 1934 Франк спроектировал для Svenskt Tenn первый предмет мебели, получивший в дальнейшем название Liljevalchs, т.к. презентация дивана состоялась в стокгольмской художественной галерее Liljevalchs («Лильевалькс»). Франк пояснил Эстрид Эриксон, что он создал этот просторный диван в знак протеста против доминирующего функционализма и скучных изделий.

Estrid-Ericson-07
Диван Liljevalchs, дизайнер — Йозеф Франк, 1934. В настоящее время диван изготавливается в различных вариантах обивки.

Эксклюзивная мебель Франка способствовала росту популярности и укреплению авторитета Svenskt Tenn. Компания участвовала во многих выставках интерьерного дизайна и мебели, её экспозиции пользовались успехом на всемирных выставках в Париже в 1937 и в Нью-Йорке в 1939. В течение некоторого времени Svenskt Tenn рассматривался как ведущий бренд шведского модерна.

Estrid-Ericson-08
Обеденный стол 1020, древесина вяза с инкрустацией из ореха и берёзы, ножки из красного дерева. Дизайнер — Йозеф Франк, около 1940 года.

Каждую весну и осень Эриксон сама организовывала выставки в салоне Svenskt Tenn, где представляла творчество зарубежных дизайнеров и мастеров, дабы познакомить шведов с новыми идеями и опытом других стран. Тогда же она стала ведущим консультантом по дизайну интерьера в Стокгольме. Во время Второй мировой войны Эстрид сосредоточилась на работах шведских умельцев для своих регулярных весенних и осенних показов.

Estrid-Ericson-09
Оловянная ваза «Трубки» выглядит очень современной, хотя Нильс Фугстедт придумал этот дизайн в далёком 1931 году.

После войны Эриксон и вернувшийся из США Франк с удвоенной энергией взялись за дело. Они развернули широкую рекламную кампанию и успешно провели серию выставок в Швеции и за рубежом, демонстрируя новые узорчатые ткани и светильники. В 1949, когда бренду исполнилось 25 лет, было признано, что особый стиль Svenskt Tenn пришёл на смену функционализму в области интерьерного дизайна. В 1952 в Национальном музее Швеции состоялась выставка «Йозеф Франк: 20 лет в Svenskt Tenn». Там же в 1968, на следующий год после смерти Франка, прошла мемориальная выставка в его честь. Организацией и обустройством обеих выставок занималась Эстрид. Оформление экспозиций в сочетании с изумительной мебелью ручной работы Франка произвели фурор. Журналы по дизайну интерьера выстроились в очередь, чтобы получить советы Эриксон о том, как сделать дом более комфортным и красивым.

Estrid-Ericson-10
Латунный крючок «Бабочка», дизайнер — Эстрид Эриксон.

В 1975, когда Эстрид исполнился 81 год, она продала компанию фонду Kjell och Märta Beijers Stiftelse, но после этого ещё четыре года являлась управляющим директором Svenskt Tenn. В последний период жизни Эриксон вернулась к работе с оловом по собственным дизайнам. Она также возобновила изготовление серебряных и позолоченных украшений, которыми впервые занялась в конце 1943 года.

Estrid-Ericson-11
Во время поездки в Рим в 1934 Эриксон купила в антикварном магазине ожерелье, по образу которого в 1940-х годах стала изготавливать «Этрусское» колье из позолоченного олова. Сейчас это колье производится в трёх вариантах: олово, серебро, позолоченное серебро. На снимке представлено серебряное колье.

Во время поездки в Рим в 1934 Эриксон купила в антикварном магазине ожерелье, по образу которого в 1940-х годах стала изготавливать «Этрусское» колье из позолоченного олова. Сейчас это колье производится в трёх вариантах: олово, серебро, позолоченное серебро. На снимке представлено серебряное колье.

Эстрид Эриксон умерла в 1981. Она прожила 87 лет, из них 55 руководила одним из самых знаменитых брендов Швеции.

Хотя текстильным и мебельным дизайном Svenskt Tenn долгое время занимался в основном Йозеф Франк, именно Эриксон продумывала, как наилучшим образом воплотить в жизнь эти проекты. Вдвоём они смогли превратить рациональный функционализм в нечто мягкое и домашнее. Их версия функционализма была интернациональной и изысканной, она объединяла в себе узоры, цвета и формы, сохраняя при этом общую простоту.

Estrid-Ericson-12
Эстрид Эриксон и Йозеф Франк, 1965.

Важнейшую роль в успешном развитии компании играли прекрасные организаторские способности Эриксон, а как стилист интерьера и оформитель выставок, она не имела себе равных. Эстрид обладала уникальным талантом создавать настроение и атмосферу путём совмещения разнообразных объектов в замечательных, порой неожиданных композициях. Это привлекало много состоятельных клиентов, среди которых был, например, Сигвард Бернадот: в 1932 «шведский принц промышленного дизайна» заказал компании Svenskt Tenn оформление интерьера своей новой резиденции.

Estrid-Ericson-13
Настольные светильники Йозефа Франка: модель 1819 с шарообразным основанием из стекла (дизайн 1934 г.) и трёхламповая модель 2468 из латуни (дизайн 1930-х годов).

Сценография Эстрид была простой, но очень притягательной. В светлых интерьерах Эриксон размещала мебель, играя чёрно-белыми контрастами; в магазине она создавала восхитительные натюрморты и букеты, а из удивительных кораллов и оловянных изделий составляла прелестные ансамбли. Её оформительский талант был широко известен, в нескольких женских журналах и ежедневных изданиях Эстрид даже давала советы по сервировке стола и цветочным композициям в зависимости от времени года.

Estrid-Ericson-14
Текстильные узоры Йозефа Франка: «Тюльпаны» (1943–1945 гг.) и «Петли» (начало 1940-х годов).

«Простота комнаты — богатство деталей», — проповедовала Эриксон, которая разделяла взгляды Йозефа Франка на светлые стены, легко передвигаемую мебель, узоры и яркие ткани. При этом она всегда привносила в атмосферу интерьера нечто индивидуальное.

Философия Эриксон состояла в том, чтобы соединять роскошные и обычные предметы, которые, на первый взгляд, не обязательно сочетались, например, искусственные и живые цветы. Главное было сделать дом комфортным и приятным. По её мнению, обстановка не требует статичной завершённости: можно понемногу добавлять различные объекты, аксессуары, предметы мебели. Сувениры из путешествий и изделия других культур служат историческими дополнениями к современному интерьеру. Таким образом дом становится динамичной частью жизни человека и отражением его личности.

Estrid-Ericson-15
Зеркало с оловянной оправой в виде лавровых ветвей, дизайнер — Эстрид Эриксон, 1941.

Работы Эриксон многое говорят о её разносторонних интересах: детали ряда зеркал созданы под влиянием античных культур, а в некоторых оловянных сосудах и вазах можно заметить мотивы перуанского искусства доколумбовой эпохи. Её воодушевляло и творчество крупных художников-современников. Эстрид находила прекрасное повсюду, поэтому путешествия («экспедиции», как она их порой называла) были главным источником вдохновения. «Мир — это книга. И тот, кто сидит дома, читает лишь одну страницу», — одна из её любимых цитат. Постепенно Эриксон превратила свой магазин в эльдорадо креативных идей со всего мира. В общем-то, у неё не было чётко сформулированной модели интерьера, но Эстрид была открыта для разнообразных импульсов из множества стран и эпох. Она соединяла возвышенное и приземлённое, классику и современность — и получалась превосходная комбинация благодаря уникальному чувству стиля Эстрид Эриксон. Несомненно, она ощущала безграничное многообразие красоты.

В путешествиях Эриксон обрела не только массу впечатлений: в 1939 во время «экспедиции» в Америку она познакомилась с капитаном шведского трансатлантического лайнера Зигфридом Эриксоном (Sigfrid Ericson, 1888–1973), который стал её мужем в 1944 (Эстрид тогда исполнилось 50). Они счастливо прожили вместе 30 лет. Кстати, после замужества фамилия Эстрид почти не изменилась: вместо Erikson стала Ericson.

Estrid-Ericson-16
Эстрид Эриксон, её супруг Зигфрид и их кот Курремурре, 1965.

Как уже говорилось, владельцем Svenskt Tenn в настоящее время является фонд Kjell och Märta Beijers Stiftelse, который в 1974 основали супруги Челль и Мерта Бейерс.

Согласно уставу фонд содействует научным исследованиям в области экологии, медицины, фармацевтики, способствует развитию шведской культуры и сохранению её традиций, особенно в области интерьерного дизайна. Фонд участвует в финансировании дизайнерского колледжа Бекманс (Beckmans Designhögskola) в Стокгольме. Повышенное внимание к дизайну можно, вероятно, объяснить тем, что Челль и Мерта познакомились в салоне Svenskt Tenn, где Мерта работала ассистентом Эстрид Эриксон.
Сегодня вся прибыль, полученная от Svenskt Tenn, направляется на исследования и предоставление грантов в сферах деятельности фонда. За последние 10 лет эти перечисления составили более 17 миллионов долларов.

Estrid-Ericson-17
Солнечное настроение в стиле Svenskt Tenn

ПОДЕЛИТЬСЯ