Работа в архитектуре давно привлекает женщин, и некоторые из них добились замечательных результатов. Наверное, сразу приходит на ум имя Захи Хадид, но она не единственная выдающаяся фигура в этой сфере. Женщины-архитекторы строят музеи, университеты, небоскрёбы и даже целые города. Сегодня мы напомним о четырёх других талантливых личностях.
Джинн Гэнг (Jeanne Gang)
Джинн Гэнг входит в число «звёздных архитекторов» своего поколения. Её многопрофильный подход к проектированию основан на взаимных связях и отношениях между индивидуумами, сообществами и средой обитания.
Джинн родилась в штате Иллинойс в 1964. В 1986 получила степень бакалавра архитектуры в Иллинойском университете, продолжила учёбу в высшей школе дизайна Гарвардского университета, который с отличием окончила в 1993, получив степень магистра архитектуры. Немного ранее (в 1989) Джинн стала международным стипендиатом фонда “Ротари” и в рамках программы культурного обмена прошла курс обучения в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. До открытия собственного бюро работала в Роттердаме с компанией Office for Metropolitan Architecture, одним из основателей которой является Рем Колхас.
Театр звёздного света (Starlight Theatre) в студенческом городке колледжа Рок-Вэлли (Рокфорд, Иллинойс)
Лодочная станция в чикагском парке
В 1997 Джинн Гэнг открыла в Чикаго собственное архитектурное бюро Studio Gang. В настоящее время филиалы Studio Gang работают в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже.
87-этажный небоскрёб “Аква” в Чикаго. Выступающие монолитные перекрытия служат основанием балконов и образуют волнообразность, которая напоминает струящиеся складки ткани или потоки водопада (отсюда и название: aqua — вода)
Работы Джинн и её студии отмечены многими наградами, среди которых Национальная архитектурная премия от Смитсоновского музея дизайна (2013) и премия имени Луиса Кана от Филадельфийского центра архитектуры (2017). В 2016 Гэнг была признана “Архитектором года” по версии международного журнала Architectural Review.
Джинн Гэнг является членом Американского института архитекторов (с 2009), Национальной академии дизайна (с 2012), Американской академии искусств и наук (с 2017), Королевского архитектурного института Канады (с 2017) и зарубежным членом Королевского института британских архитекторов (с 2018). В 2015 награждена орденом Почётного легиона.
Кадзуё Сэдзима (妹島 和世, 1956 г.р.)
В 1981 получила степень магистра архитектуры в Японском женском университете. В том же году начала работать в архитектурном бюро Тойо Ито. В 1987 открыла собственную фирму Kazuyo Sejima & Associates. Через несколько лет Кадзуё предложила своему работнику Рюэ Нисидзаве начать совместную творческую деятельность на партнёрских условиях, и в 1995 они основали архитектурное бюро SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates).
Кадзуё Сэдзима отдаёт предпочтение стеклу и гладким материалам, таким как мрамор. Спроектированные ею здания демонстрируют комбинации изгибов архитектурных элементов и различных поверхностей. Сэдзима стремится к органичной взаимосвязи объекта с прилегающей территорией. Стеклянные конструкции и окна позволяют человеку не только видеть пейзаж, но и наблюдать за визуальными образами и отражениями, которые внешний мир создаёт внутри здания.
Библиотека и образовательный центр “Ролекс” Федеральной политехнической школы Лозанны (компания Rolex выступила в числе спонсоров строительства)
Кадзуё Сэдзима осуществила значительное количество проектов для жилых и офисных зданий, а также для музеев различных стран, среди которых: Музей современного искусства XXI века в японском городе Канадзава (2004), Стеклянный павильон Музея искусств Толидо (Огайо, США, 2006), Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (2007), художественный музей Лувр–Ланс (Франция, 2012) и др.
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке,
стеклянная башня справа — флагманский магазин Christian Dior в Токио
С 1988 Кадзуё Сэдзима получила более 20 наград, в числе которых: архитектурная премия Эриха Шеллинга (Германия, 2000), международная премия Рольфа Шока (Швеция, 2005), архитектурная премия Японии (2006), премия Марио Пани (Мексика, 2007), Берлинская художественная премия (Германия, 2007), Орден искусств и литературы (Франция, 2009). В 2010 Кадзуё Сэдзима удостоилась Притцкеровской премии, став второй (после Захи Хадид) женщиной, награждённой этим аналогом Нобелевской премии в области архитектуры.
Джудит Эдельман (Judith Edelman, 1923–2014)
Джудит Эдельман родилась в Бруклине в семье выходцев из Восточной Европы. Прошла обучение в Коннектикутском колледже и в Нью-Йоркском университете. В 1946 получила степень бакалавра архитектуры в Колумбийском университете. Некоторое время занималась проектированием психиатрических больниц, затем была принята в архитектурное бюро Huson Jackson. В 1960 Джудит, её муж Харольд Эдельман и Стэнли Сальзман открыли фирму Edelman and Salzman Architects, позднее известную как Edelman Sultan Knox Wood/Architects.
Джудит Эдельман активно выступала в поддержку женщин-архитекторов и настаивала на их участии в деятельности Американского института архитекторов, который в то время был «эксклюзивным джентльменским клубом» (American Institute of Architects, AIA — профессиональное объединение архитекторов США, основанное в 1857). В 1972 она стала первой женщиной, избранной в исполнительный комитет нью-йоркского отделения AIA. В 1972 Эдельман основала Альянс женщин в архитектуре, организацию, содействующую продвижению женщин-архитекторов. В следующем году она выступила соавтором резолюции «Положение женщин в архитектурной профессии», которая побуждала AIA адаптироваться к «климату изменений», вызванному феминистическим движением тех лет. Руководство Американского института архитекторов прозвало Джудит «драконшей» за её принципиальность и социальную активность.
В течение нескольких лет Эдельман преподавала архитектуру в колледже Городского университета Нью-Йорка.
Архитектурная фирма Эдельман специализировалась на восстановлении исторических зданий и проектировании доступного жилья. В общей сложности Джудит Эдельман осуществила более 1500 проектов и была удостоена наград Американского института архитекторов, Муниципального художественного общества и Городского клуба Нью-Йорка. В 1990 Джудит вместе с мужем получила награду Эндрю Томаса «Пионер жилищного строительства» от нью-йоркского отделения AIA.
Джейн Дрю (Jane Drew, 1911–1996)
Английский архитектор-модернист и градостроитель. В 1929–1934 проходила обучение в школе Архитектурной ассоциации в Лондоне (Architectural Association School of Architecture — старейшая независимая архитектурная школа Великобритании). В 1933 вышла замуж за однокурсника Джеймса Алистона, чуть позже они открыли небольшую фирму Alliston & Drew, занимавшуюся в основном проектированием жилых объектов. Джейн увлеклась идеями Международного конгресса современной архитектуры и вскоре вошла в число главных деятелей движения модернизма в Британии. В то время она познакомилась с Ле Корбюзье и Максвеллом Фраем, который являлся одним из основоположников британского модернизма. Стремление к архитектурному и социальному развитию объединяло Джейн и Максвелла. В 1942 они поженились (с первым мужем Джейн рассталась в 1939; Максвелл был старше Джейн на 12 лет, для него это был тоже второй брак).
Джейн Дрю с дочками-двойняшками, 1937
Во время Второй мировой войны Фрай служил в Корпусе королевских инженеров, а Дрю занималась строительством бомбоубежищ, работала консультантом Британской коммерческой газовой ассоциации (1941–1943), кстати, на основе статистического анализа Джейн установила стандартную высоту газовой плиты, оптимальную для большинства женщин, которая используется до сих пор. В 1943 Дрю исполняла обязанности председателя комитета по организации и проведению в Национальной галерее выставки “Rebuilding Britain” (“Восстановление Британии”). По признанию Джейн Дрю, именно тогда она поняла, насколько важно для людей продуманное городское планирование.
В 1944 Максвелл Фрай получил назначение на должность советника по вопросам градостроительства при кабинете министра-резидента в Британской Западной Африке. Джейн Дрю была назначена помощником Фрая. По заказу колониальной администрации они осуществили серию проектов, включая строительство жилья и школ. Эти официальные должности супруги занимали вплоть до конца 1945, в 1946 открыли в Лондоне собственное архитектурное бюро. В дальнейшем они занимались проектами как совместно, так и самостоятельно.
В 1946 году вышел парламентский акт о «новых городах», который определял условия планирования и строительства новых городов с целью переселения туда жителей населённых пунктов, разрушенных во время войны. Фрай и Дрю, конечно же, приняли участие в этой программе. Например, они были в числе архитекторов работавших над созданием Харлоу. Этот город входил в первую волну строительства и стал одним из первых городов Британии, где в послевоенное время были воздвигнуты высокоэтажные жилые дома.
Здание главного офиса Pilkington Brothers в Сент-Хеленс
В 1946 Джейн Дрю стала редактором-основателем архитектурного ежегодника “Architects’ Year Book” и до 1962 была соредактором этого издания.
В 1950 входила в состав группы архитекторов, которая осуществила дизайнерский проект для интерьеров Института современного искусства (неподалёку от Трафальгарской площади).
В 1951 Джейн занималась несколькими проектами в ходе подготовки к Фестивалю Британии.
В 1940–1960-х годах разрабатывала проекты жилых домов в Лондоне и других городах Англии.
В число её работ (1960–1979) входят офисные здания Pilkington Brothers в Сент-Хеленс (недалеко от Ливерпуля), Gulf Oil Company в Лондоне, Kingston House в Халле и Gestetner в Шотландии, медицинский центр имени Маргарет Пайк в Лондоне, больница Торбей и жилой дом для медицинских работников в графстве Девон, школа для глухих детей в южной части Лондона, корпуса Открытого университета в Милтон-Кинс, научный корпус женской школы св. Павла в Лондоне...
Джейн Дрю и Максвелл Фрай, 1945
И всё же Дрю прославилась в значительной степени благодаря своим работам за пределами Англии. После Второй мировой войны Джейн Дрю создала много социальных, общественных и административных объектов в Африке, Индии, на Ближнем Востоке. Вот некоторые из них (1948–1977):
– педагогический колледж в Мампонге, школа Премпе в Кумаси, колледж Адисадел и женская гимназия Уэсли в Кейп-Косте (Гана)
– здание больницы нефтяной компании Kuwait Oil Company (Кувейт)
– Университетский колледж, здание ассамблеи, таунхаусы и офисы в Ибадане, женский педагогический колледж в Кано, здания Кооперативного банка в Ибадане и Лагосе, стадион имени Ахмаду Белло и плавательный бассейн в Кадуне (Нигерия)
– дома для работников нефтяной компании в Месджеде-Солейман (Иран)
– художественный мемориальный центр Лайонела Вендта и гостиница в Коломбо (Цейлон)
– здание главного офиса Shell в Сингапуре
– больница имени сэра Сивусагура Рамгулама в Памплемусе и здание Национальной ассамблеи в Порт-Луи (Маврикий)
Одно из зданий школы Мфантсипим в Кейп-Косте (Гана)
С 1951 по 1953 Дрю занималась крупномасштабным строительством в Индии. К тому времени она и Фрай уже накопили большой опыт городского строительства в условиях тропического климата. Увидев их работы в Африке, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру предложил супругам принять участие в проектировании города Чандигарх, новой столицы штата Пенджаб. Дело в том, что после раздела Британской Индии в 1947 году часть территории Пенджаба осталась в Индии, а бо́льшая часть вместе со столицей Лахором отошла Пакистану. В связи с этим было принято решение построить столицу индийского Пенджаба целиком на новом месте, как говорится, с нуля.
Зарождение Чандигарха
Для разработки генерального плана был приглашён Ле Корбюзье. Он также спроектировал ряд административных объектов, в том числе комплекс Капитолий, куда входят здания Ассамблеи, Верховного суда и Секретариата. Главными архитекторами, создавшими бо́льшую часть Чандигарха, были Максвелл Фрай, Джейн Дрю и Пьер Жаннере (двоюродный брат Ле Корбюзье). При поддержке группы из девяти индийских инженеров и архитекторов они спроектировали жилые здания, школы, университет, гостиницы, междугородный автобусный терминал и т.д. Благодаря настойчивости Джейн Дрю большое внимание при проектировании Чандигарха было уделено вопросам образования, гигиены и охраны здоровья.
Город разбит на самодостаточные сектора, где в пределах 10-минутной ходьбы есть практически всё необходимое: школы, храмы, магазины, рынок. Автомобильные магистрали продуманно сочетаются со вспомогательными подъездными путями, внутри секторов проложены пешеходные дорожки в окружении зелёных насаждений. Архитектура удачно сочетает в себе модернизм и традиционные мотивы индийской культуры.
На территории Пенджабского университета (Чандигарх, Индия)
Официальное открытие города, ставшего уникальным опытом, состоялось в 1953 (но строительство продолжалось до начала 1960-х). Конечно, он привлёк к себе внимание архитекторов, дизайнеров и социологов всего мира. Нужно сказать, оценки критиков не всегда были положительными. Однако сегодня Чандигарх с населением более миллиона человек считается одним из самых чистых и удобных городов Индии.
Один из корпусов Ибаданского университета (Нигерия)
Джейн Дрю удостоилась почётных званий университетов Англии, США, ЮАР и Нигерии. В 1969–1970 была президентом школы Архитектурной ассоциации. Входила в состав консультативного совета музея Виктории и Альберта и Лондонского комитета по вопросам сохранения архитектурного наследия. Являлась почётным членом Института современного искусства. Была профессором-лектором Гарвардского и Антверпенского университетов. Джейн стала первой женщиной, избранной в совет Королевского института британских архитекторов (1964–1970 и 1971–1974), и была пожизненным членом этого института. В 1996 она стала дамой-командором ордена Британской империи. 27 июля 1996 Джейн Дрю скончалась от рака в возрасте 85 лет.
В 1998 была учреждена премия имени Джейн Дрю, которой награждаются женщины-архитекторы, проявляющие в своей работе инновационность, разнообразие и социальную сопричастность.
Библиотека Ибаданского университета (Нигерия)