Коллекция “Anno” собирает воедино историю обойных рисунков с XVI века вплоть до 1920-х годов. Заботясь об этом культурном наследии, Boråstapeter посредством “Anno” даёт новым поколениям возможность испытать нашу традицию стиля. Обои для коллекции выбраны из интерьеров старинных дворцов и усадеб, коттеджей и домов 1920-х годов. Некоторые из этих обоев всё ещё можно увидеть в их изначальных местах, даже спустя сотни лет.
В “Anno” присутствуют рисунки, основанные на материалах нашего архива, одного из самых обширных в Швеции, где представлены образцы обоев с середины XIX века. Некоторые принты коллекции воссозданы из дошедших до нашего времени фрагментов, такие узоры исполнены в обновлённых цветовых схемах, но сохраняют суть своего характера. У Швеции фантастическая обойная традиция, которая достойна сохранения. В “Anno” для вас непременно найдётся что-нибудь: это может быть исторический узор для вашего старинного дома или просто рисунок в прелестных тонах. У всех обоев коллекции есть интересная история, и наши вдумчивые интерпретации дают этим историям новую жизнь в современном мире.
ROSENVINGE
Выбрав “Rosenvinge”, вы украсите свои стены самым старинным узором cкандинавского региона. Легко понять, почему он так же хорош сегодня, как и оригинал в XVI веке. Замечательные обои с дискретным орнаментом эпохи Возрождения напоминают гобелен. Мягкая гамма “Rosenvinge” олицетворяет стиль и элегантность уже почти 500 лет.
1950-е годы, полным ходом идёт реставрация знаменитого дома Росенвинге (Rosenvingeska Huset) в Мальмё. На потолке одной из комнат под двускатной крышей реставраторы обнаружили фрагменты рисунка “Rosenvinge”. Тогда они ещё не знали, что нашли самые старинные обои в Скандинавии, датируемые не позднее 1564 г. Rosenvingeska Huset – прекрасное здание XVI века в центре Мальмё, одно из первых строений эпохи Возрождения в Скандинавии. Дом был построен в 1534 по заказу вдовы Могенса Йенсена Росенвинге, секретаря короля Кристиана II. Красивые обои украшают стены по сей день.
TESSIN
Оригинал принта в стиле рококо был найден в Окерё, поместье графа Тессина.
Обои созданы в 1756, ручной работы ромбовидный узор с цветами, похожими на бабочек. Колоритность дизайна во многих отношениях непреходящая благодаря прекрасным тонам, которые гармонично сочетаются с проверенной временем (и по-прежнему современной!) шведской традицией декора.
Государственный деятель XVIII века и дипломат граф Карл Густав Тессин был большим любителем искусства. По его заказу Свен Юнгквист, авторитетный изготовитель обоев, создал серию красивых узоров для графской усадьбы Окерё на берегу озера Ингарен в Сёдерманланде. Данный дизайн как раз из тех обоев.
Тщательно раскрашенные вручную обои Окерё свидетельствовали о высочайшем профессионализме и отличались прекрасно сбалансированными тонами.
Наряду с такими обоями ручной росписи, во второй половине XVIII века стали появляться обои, напечатанные вручную. Их изготавливали некоторые из двадцати с лишним производителей обоев Стокгольма того времени. В качестве примера можно привести обои “Drottningholm”. Первым, кто получил эксклюзивные права на машинную печать обоев, был тот самый Свен Юнгквист, вручную расписавший обои для Тессина. По иронии судьбы, это единственные известные нам образцы работы Юнгквиста.
LINNÉ
Обои густавианского рококо декорированы ромбовидным узором с четырёхлистным клевером, в середине которого слегка мерцает акцентный металлик. Хотя дизайн и был с любовью модернизирован, он всё же соответствует оригиналу середины XVIII века. Эти обои идеально подходят как для спальни, так и для обеденной зоны.
В своём летнем доме на ферме Хаммарбю Карл Линней смог осуществить мечту о тихой гавани вдали от того, что считал нездоровой атмосферой Уппсалы.
В 1758 он купил небольшую ферму Хаммарбю, где жил с семьёй в двухэтажном доме. Позднее туда была перевезена личная коллекция учёного, которая хранилась в отдельной постройке. Эти обои в стиле рококо висели в спальне дочери Линнея.
Карл Линней – один из самых известных учёных всех времён, и не только в Швеции, но во всём мире. Он является создателем единой системы классификации растительного и животного мира.“Бог создал, а Линней классифицировал”, как говорится в старой поговорке. Его система, которая используется по сей день, применима не только к растительному миру, но и ко всем трём царствам природы: растениям, животным и минералам. Линней был поистине творческим и пытливым исследователем, чей девиз гласил: “находи удивительное во всём!”
SLOTTSTEATERN
Цветочные стебли и вертикальные ленты – типичный густавианский узор обоев XVIII века. Щедро расписанные комбинации цветов, кружащих вокруг нарядных лент, напоминают тонкий ажурный занавес. Первоначально обои украшали одну из актёрских гримёрных в Дроттнингхольмском придворном театре.
Дроттнингхольмский придворный театр – уникальный театр XVIII века, один из лучших сохранившихся до наших дней. Его строительство началось в 1764 году по приказу королевы Ловисы Ульрики и завершилось 8 июля 1766 года. Расцвет театра пришёлся на период правления короля Густава III, который был известным поклонником искусства. При Густаве III спектакли в Дроттнингхольме проходили каждое лето. После убийства короля в 1792 театр был закрыт много лет. Однако в начале 1920-х старый театр вновь открылся после долгого периода использования в качестве склада дворцовой мебели. Здание отреставрировали, и Дроттнингхольм вернул себе былую славу. С тех пор театр является местом, где можно насладиться постановками и обойными сокровищами.
DROTTNINGHOLM
Стебли цветов и вертикальные полосы популярны на протяжении поколений, ещё со времён Густава III. Эти обои из Дроттнингхольмского придворного театра, основанного в 1766, украшены ритмичным узором в виде чередующихся полос и вьющихся растений. Чистый по стилю дизайн обладает исключительной способностью задавать цветовой тон интерьерного пространства.
9 июля 1766 г. Заново построенный после пожара Дроттнингхольмский придворный оперный театр должен дать первое представление. В грим-уборных полным ходом идёт подготовка. Обои в густавианском стиле помогают актёрам войти в роль для вечернего выступления. Густавианскую эпоху можно рассматривать в плане двух тесно связанных стилей. Первый, высокий густавианский стиль с отголосками рококо, наполненными естественными мотивами. Второй, поздний густавианский стиль был шведским неоклассицизмом, противодействием влиянию рококо и обращением к греко-римскому восприятию эстетики. Оперный театр находится всего в двух шагах от дворца Дроттнингхольм. Из числа шведских королевских дворцов XVII века Дроттнингхольм сохранился лучшего всех. Театр вместе со всем дворцово-парковым ансамблем Дроттнингхольма имеет статус объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
KRUSENBERG
К свадьбе дочери Тересины в 1840 граф Пер Густаф аф Угглас обновил убранство своей усадьбы Крусенберг и преподнёс особняк в качестве свадебного подарка.
Этот рисунок до сих пор украшает комнату, в которой останавливался граф, навещая дочь.
Реалистичные цветы, нежные линии орнамента и изящные листья на сатиновом фоне представляют собой типичные элементы обойного рисунка конца 1830-х годов, периода развития стиля ампир. Сочный зелёный цвет, или “шеелевский зелёный”, названный в честь своего изобретателя, шведского химика-фармацевта Карла Вильгельма Шееле, первоначально содержал ортомышьяковистую кислоту. К счастью, это было очень давно. Тем не менее, блеск цвета остаётся даже в новой версии. Эти обои были частью аристократической обстановки не только в усадьбе Крусенберг. В замке Винес под Вестервиком супруги Каролина Левенгаупт и Касимир Спарре украсили одну из своих спален точно таким же узором.
JOHAN
Декорирование стен брызгами краски было довольно распространённым явлением в XVIII и начале XIX вв. Представленный дизайн создан по мотивам тонкой bмитации камня, которая часто встречалась во дворцах и усадьбах того времени. Такой рисунок был и до сих пор остаётся простым, но очень эффектным нарядом для стен.
Начало XIX века. Обои машинной печати ещё не появились, зато украшение стен цветными брызгами, как на этих обоях, стало повальным увлечением по всей стране. Обои с рисунком из цветных капель характерны для XVIII и начала XIX вв. Отчасти это объясняется простотой метода, который можно было применять самостоятельно или с помощью бродячих мастеров. Как правило, основным цветом выступал белый, розовый или голубой. Затем пучком веток разбрызгивали краску поверх фона. Обычно для этого использовали берёзовую метёлочку. Краска для брызг должна была быть достаточно густой, чтобы на стене оставались пятнышки, а не стекающие ручейки. Обоями с эффектом брызг зачастую украшали верхнюю часть стены, а нижнюю обрамляли цокольным фризом.
NYBORG
Этот трафаретный узор был создан в 1850 для командирского дома Нюборг. Рисунок интересен тем, что напечатан в трёх прекрасно сочетающихся цветах. Как результат – живой, пасторальный мотив в приглушённых тонах замечательного орнамента. Такие обои хорошо подходят для многих интерьеров.
Нюборг, деревянный дом майора роты Шеллефтео в Нордано, был построен рядом с учебным лагерем части в 1764 году. Однако эти обои (1849–1850) появились в Нюборге спустя почти сто лет, когда в восточном крыле поселился коммерсант Пер Альберт Грангрен. Техника трафаретного декора возникла очень давно и известна ещё со времён церковной росписи Средневековья. В начале XIX века она вновь стала довольно популярной. Пышные контрастные узоры в первую очередь украшали деревянные дома помещиков, священников и военных. Так стены, наряду со скоблёным дощатым полом, помогали формировать приятную атмосферу.
BLOMSLINGA
Этот принт был впервые изготовлен на Гётеборгской обойной фабрике в XIX веке. Отличный пример грандиозных узоров и причудливых композиций того времени. Данный стиль не утрачивает популярности среди тех, кому нужно простое решение, способное само по себе создавать уютный интерьер.
Индустриализация несёт много социальных перемен. Одна из них – растущая доступность того, что прежде только высшие классы могли позволить себе. Это относится и к обоям. В конце XIX века индустриализация началась в обойном производстве Швеции. Göteborgs Tapetfabrik, Kalmar Nya Tapetfabrik и Norrköpings Tapetfabrik вошли в число активно развивавшихся предприятий, которые и в дальнейшем будут доминировать в промышленности. Бумага улучшалось по качеству, становилась мягче и при этом более долговечной. Обои теперь печатались с помощью валов, что расширяло доступность сложных узоров, которые в противном случае оставались бы привилегией состоятельных слоёв общества.
FOGLAVIK
Благодаря плотному медальонному узору и приглушённым цветам эти фантастические обои подходят и для маленьких, и для просторных комнат. В 1875 семья предпринимателя Андерссона выбрала этот дизайн для своей новой виллы в городке Фоглавик. Но обои могут украсить и современный дом.
Тёмный лак на окнах и красочный орнамент обоев были криком моды, когда в 1874 А.М. Андерссон, предприниматель из Гётеборга, открыл в Фоглавике стекольную фабрику “Фоглавикс Гласбрук”. Эти медальонные обои, украшавшие виллу на территории фабрики, являются наглядным образцом стиля того времени.
История “Фоглавикс Гласбрук” – по сути, семейная история. После того как 4 декабря 1874 на фабрике было изготовлено первое стекло, Андерссон построил два небольших дома, предложив мастерам, стеклодувам и подмастерьям крышу над головой. После смерти основателя в 1891 его сын Магнус Эйдем, один из 12 детей Андерссона, принял на себя управление фабрикой. Потом ещё на протяжении трёх поколений фабрика производила стекло для осветительного оборудования, вплоть до закрытия предприятия в 1978. Вилла была спроектирована и построена в 1875. Архитектором и организатором
строительства выступил Алекс Лигнелль. В дальнейшем дом был практически заброшен несколько десятилетий. К счастью, одна молодая семья взяла на себя задачу вернуть вилле Фоглавик былой блеск.
PIGKAMMAREN
К 1880-м годам модные обои, вроде этих, были повсюду: от гостиной до комнаты горничной. Практически каждый мог побаловать себя обоями благодаря их доступности, которую обеспечили новые, эффективные методы производства и последовавшее снижение цен. Стиль и широкие возможности применения узора актуальны по сей день.
Давайте заглянем в прошлое, в комнату шведской горничной 1880-х годов. Несомненно, чувством гордости наполнена эта маленькая комната. В чём причина? В стильном орнаменте свежепоклеенных обоев, которые некогда можно было увидеть лишь в гостиных усадеб и дворцов. Но теперь, благодаря новым технологиям и машинам с печатными валами, даже горничная может наслаждаться красивыми узорами. Отныне обои можно производить серийно и по более низкой цене. Когда в середине XIX века машинная печать серьёзно наладилась, для изготовления обоев стала доступной более тонкая бумага. И теперь нельзя было сшивать обойные полосы или прибивать их гвоздями к стене, как делали прежде. Примерно в 1870 для поклейки обоев декораторы начали использовать оклеечную бумагу и даже старые газеты. Клей часто делали из пшеничной или ржаной муки.
LOKA
В конце XIX века были очень модны стилизованные цветочные узоры, вроде этого. Если смотреть на обои с некоторого расстояния, цветовая инверсия рисунка создаёт мягкий, успокаивающий эффект. Такой дизайн хорошо подходит для курортной обстановки, где, возможно, он и появился.
Правительственные чиновники, дворяне и помещики, в конце XIX века приезжавшие на курорт Лока Брунн, ежедневно выпивали шесть–восемь литров воды из местных источников. К счастью, там были красивые обои, вроде этих, которые могли скрасить, по-видимому, длительные процедуры. Фрагмент таких обоев с надписью “Loka” на тыльной стороне мы обнаружили в своём архиве. Там есть много интересного для тех, кто интересуется историей обоев, чем мы и воспользовались при работе над коллекцией “Anno”. Принимая парадигмы прошлого, мы с любовью представили дизайн в более современной цветовой гамме.
SOFIA
Красивый медальонный узор 1880-х годов, времён королевы-консорта Швеции Софии. Скорее всего, раньше принт висел в салоне, зачастую холодной, закрытой комнате, которая редко использовалась. Учитывая изысканность тонального рисунка, мы рекомендуем использовать обои “Sofia” в более заметном месте, где семья и гости проводят много времени.
6 июня 1857 состоялась свадьба шведского кронпринца Оскара и Софии Нассауской. В 1872 София стала королевой-консортом Швеции. К этому времени не только семьи монархов могли позволить себе декорировать апартаменты прелестными медальонными узорами, как этот. Массовое производство обоев означало, что отныне в любом доме, будь то дворец или хижина, может быть красивая комната для приёма гостей. В XIX веке было принято иметь в доме отдельные комнаты для особых случаев. Другими словами, имелись салоны, которые использовались редко, но всё же были украшены красивой мебелью, обоями и т.п. Неважно, если из-за этого сокращается остальное функциональное пространство – всё равно в доме будет салон. В начале XX века эта комната стала называться гостиной, и в качестве таковой она использовалась чаще, чем прежде. Там имелся граммофон или радио. Позже к ним добавился телевизор. Одна традиционная деталь салонов до сих пор присутствует во многих гостиных – паркет.
NORA
Шведские обои начала XX века, возможно, из комнаты прислуги. Обтекаемые
контуры узора с анютиными глазками в манере ар-нуво формируют стилизованный трельяж, придавая обоям гармонию и наполняя комнату уютным чувством.
Нора – популярное девичье имя на рубеже прошлого века. В то время в городах быстро росло число служащих и представителей средних классов, которым нужно было где-то жить. Часто они обосновывались в районах, где шло активное строительство впечатляющих каменных зданий. Все семьи из высших слоёв общества имели домашнюю прислугу, поэтому молодые сельские женщины переезжали в города, чтобы работать горничными. Как правило, они жили в маленькой спальне рядом с кухней. Когда обои получили широкое распространение и появились повсюду, ими была украшена даже комнатка горничной. Практические правила полезны: обои “Nora” идеально подходят для небольших помещений.
SIRI
В 1890-х ар-нуво, по-французски “новое искусство”, действительно представило нечто новое и восхитительное. Прекрасные, извилистые формы узора хорошо отражают стиль. Художники и дизайнеры стремились подчеркнуть энергию и силу природы, что делает ар-нуво актуальным и в наши дни. Данный принт с цветами мака был изготовлен на Göteborgs Tapetfabrik в конце XIX века.
90-годы XIX столетия. Новый век не за горами, и пришло время думать по-новому! Хочется наполнить свой дом светом и воздухом – долой образцы старых стилей и орнаментальную вычурность! Вместо этого давайте оперировать свежими, органическими и неформальными формами и превратим это в новый стиль.
По сути, ар-нуво является обобщающим понятием для целого ряда стилей, появившихся по всему миру между 1890 и 1920 годами в архитектуре, искусстве и дизайне. Многие из них возникли под влиянием движения искусств и ремёсел, которое началось в Великобритании как стремление вырваться из рамок старых стилей. Для ар-нуво характерны орнаменты из природных форм и изогнутых линий. Широко применялись изображения ирисов и водных растений; в Швеции часто использовались мотивы местной флоры: маки, примулы, печёночные мхи.
ELLEN
Если ранний период ар-нуво характеризовался волнообразными природными мотивами, то его последующее развитие стало шагом к строгости и функциональности. Как в этом дизайне. Мотивы природы ещё присутствуют, но они более стилизованы по композиции и манере. Гамма рисунка, полоски и расположение цветов типичны для начала XX века, однако и сегодня дизайн в тренде.
Школы позднего ар-нуво стремились к более строгой геометричности и прямым формам. В определённом смысле они стали предшественниками модернизма и функционализма. В каждую эпоху наблюдается какое-нибудь контрдвижение относительно превалирующих идеалов. Функционализм и модернизм испытывают некоторое неприятие орнамента и декора. Дизайнеры хотели, чтобы фон обоев был унифицированным и не требовал излишнего внимания к себе. Такой идеал был присущ и новому прозаичному функционализму в архитектуре. По сей день этот стиль играет ключевую роль в архитектурных и обойных тенденциях. С другой стороны, более поздние стилевые направления предлагают смелые, красочные узоры со строгими геометрическими формами.
WALDEMAR
Густой рисунок в приглушённых тонах в гобеленовом стиле был характерным для обоев 1910-х годов. Плотность сетки и листвы создаёт ощущение текстиля. Дизайн хорошо смотрится в современном доме, например, в кабинете или в гостиной.
Вальдемар Андрен основал Boråstapeter в 1905, примерно в то время появились и эти обои. Он также создал основательный архив обойных дизайнов с конца XIX века, который сейчас в нашем распоряжении. При ремонте милого старого дома часто можно обнаружить множество слоёв обоев. Они поведают историю дома, дадут представление о том, как менялись стили и даже вкусы предыдущих владельцев. У тыльной стороны обоев тоже есть, что показать. Нередко там бывают штампы или пометки об изготовителе и дате производства. Слои старых обоев позволяют заглянуть в нашу историю искусства и культуры. Если вы найдёте слой старых обоев, не удаляйте их просто так. По возможности наклейте свои обои поверх прежних, чтобы они оставались на месте для будущих поколений. Если старые обои необходимо удалить, сохраните их образец или обратитесь к местному куратору службы по культурному наследию вашего округа, прежде чем удалять их.
Обои позволяют нам понять, как люди жили, какие предпочтения в стиле у них были. И они дарят вдохновение для новых принтов.
ULRICEHAMN
Куратор службы по культурному наследию обнаружил эти типичные для 1920-х годов обои в доме начала века в посёлке Ульрисехамн. Стилизованные цветочные стебли с геометрическим рисунком и фоновой сеткой придают обоям характерную особенность. Такие принты часто можно было увидеть в гостиной, но в современном доме для этих красивых обоев найдётся много подходящих мест.
Былое добросовестное подражание природе в 1920-х годах трансформировалось в современные, стилизованные цветочные узоры. Они часто комбинировались с полосками или небольшими геометрическими элементами, под влиянием кубизма. Круги, квадраты, прямоугольники и ступенчатые линии широко использовались и оставались несомненными фаворитами в 1930-х годах. Дома всё ещё были классическими, но люди уже начинали использовать более современный подход при украшении интерьеров. Затем в 1930-е годы появился функционализм, в котором узоры и декор играли менее значительную роль. Но это совсем другая история.