Хэмиш Боулз в наброшенной на плечи накидке целеустремлённо шагает из зала в зал, фотографируя и не скупясь на оценки в превосходной степени. Мария Грациа Киури из дома Valentino проносится в чёрном плаще с огромной бабочкой-аппликацией на капюшоне. Следом появляется процессия гранд-дам от мира моды, и повсюду раздаются их возгласы одобрения, а воздух наполняется ароматами дорогих духов.
Это — Парижская неделя моды, но речь не об одном из шоу. Действие происходит в северном крыле Лувра, где находится музей декоративного искусства Les Arts Décoratifs и где открылась обширная ретроспектива, посвящённая необычайно плодовитому итальянскому художнику и дизайнеру Пьеро Форназетти (1913-1988).
Афиша выставки с изображением Лины
Выставка “Пьеро Форназетти: практическое безумие” (“Piero Fornasetti: La Folie pratique”) дебютировала в 2013 г. в миланском музее дизайна La Triennale di Milano, а сейчас во всей своей красе представлена в Париже, где продлится до 14 июня. Захватывающая, без строгой хронологии экспозиция рисует интересный портрет художника феноменальной продуктивности: он создал около 13 000 работ, неустанно рисовал, писал картины, разрабатывал дизайны с 1920-х годов до последних дней жизни.
Здесь представлены все популярные творения Форназетти: мебель, подносы, подставки для зонтов и тарелки, изумляющие своим количеством, юмором и манерой исполнения. При этом выставка позволяет глубоко взглянуть на творчество дизайнера. Среди большого количества экспонатов выставлены также и менее известные работы Форназетти: ранние картины, миниатюрные рисунки на клочках бумаги, книги, которые дарили ему вдохновение, рабочие дизайны шарфов и наброски оформления круизного лайнера, снимки его детской спальни, которую он декорировал самостоятельно, и его шкафчики редкостей, подтверждающие, что в мире Форназетти просто не существовало невзрачных, некрасивых предметов. Некоторые уникальные образцы мебели “Fornasetti” были позаимствованы для выставки у коллекционеров.
Одним из главных экспонатов является идеально воссозданная гостиная из Villa de Varenna, семейного дома, построенного отцом Пьеро на берегу озера Комо. Детальная точность интерьера была достигнута благодаря экспертам британской компании Cole & Son, которая является производителем серии обоев “Fornasetti”. Специально для выставки специалисты компании изготовили обои, точно имитирующие рисунок керамической облицовки камина. Обои и фризы Cole & Son из коллекции “Fornasetti” используются во всех залах выставки: в качестве украшения стендов и оформления информационных табло и как интерьерный антураж для демонстрируемых экспонатов, наполняя атмосферу выставки восхитительными и причудливыми мотивами Форназетти.
Сын Пьеро, Барнаба Форназетти является хранителем творческого наследия отца и продолжателем традиций его фирменного стиля. Комментируя экспонаты зала, посвящённого книгам, он отметил: “Для отца книги служили источником вдохновения и страстности. Он любил их, но при этом не питал к ним трепетного уважения как к предметам. Он вырезал из книг иллюстрации, которые ему нравились, и хранил их в своём архиве. После его смерти я попросил эксперта проанализировать библиотеку. Некоторые из книг были весьма ценными, но эксперт сказал, что с ними ничего уже нельзя сделать, поскольку нарушена их целостность”.
Пьеро Форназетти начинал свою деятельность в качестве живописца, этому периоду творчества посвящён зал с его картинам. Далее экспозиция прослеживает увлечение Форназетти книгопечатанием, в частности литографией и графикой, и дальнейшее становление Форназетти как экстраординарного дизайнера. Здесь можно увидеть головные платки, или фуляры, которые стали первыми объектами в дизайнерской практике Пьеро. В 1933 на выставке декоративно-прикладного искусства в музее La Triennale di Milano Форназетти представил серию расписанных им платков. Оригинальную работу Пьеро заметил знаменитый архитектор Джованни Понти, который являлся одной из ключевых фигур в сфере дизайна Италии. Это событие послужило первым шагом на пути к их совместному творчеству. Впоследствии Понти назвал Форназетти “чемпионом изобретательности и продуктивности в искусстве”.
Возле большой экспозиции из 100 подносов (Форназетти создал их более 500 штук) на вопрос журналиста о том, спал ли когда-нибудь его отец, Барнаба ответил: “Ночью только три-четыре часа. Он всегда был в работе. Ещё полчаса он обычно спал после обеда. Но рисовал он по много часов: в гостиной, разговаривая по телефону, или ночью в подвальном помещении, которое я раньше называл криптой”.
Возможно, из-за своей гиперактивности Форназетти испытывал потребность в особой комнате для медитаций, которую он создал в 1958. “La Stanza Metafisica” (“Метафизическая комната”) — одно из самых уникальных и непостижимых творений мастера. “Комната” состоит из 32 панелей, которые соединяются в единый деревянный экран. Панели представляют собой литографии в виде архитектурных объектов, изображённых в технике тромплёй. Модульная структура экрана позволяет практически в любом помещении сформировать уединённое пространство. Для выставки “комната” была воссоздана цифровым способом, правда, без чёрного ковра и красной подушки. Оригинал, который лишь дважды появлялся на аукционе Christie’s, в первозданном виде хранится в доме одной британской поп-звезды, пожелавшей сохранить анонимность.
Ретроспектива предлагает не беглый взгляд на творчество мастера, но детальное исследование. У вас легко может уйти несколько часов на погружение в магический мир Форназетти (и не пропустите забавный фильм Тони Менегуццо). Барнаба говорит о своём видении работ отца: “Не имеет значения, в который раз я смотрю на них, я всегда вижу что-то новое”. Очень интересная, лирическая и оптимистическая ретроспектива непременно вызовет у вас улыбку, возможно, вы даже по-новому станете смотреть на окружающий мир, восторженно восклицая порой “это в духе Форназетти!”.
Примечания.
-
Хэмиш Боулз (Hamish Bowles) — английский журналист, специализирующийся на моде. С 1995 г. является колумнистом американского издания Vogue.
-
Мария Грациа Киури (Maria Grazia Chiuri) — итальянский дизайнер. С 2008 г. она и Пьер Паоло Пиччоли являются креативными директорами дома моды Valentino.
-
Лина — Наталина Кавальери (Natalina Cavalieri) (1874–1944), итальянская оперная певица, звезда прекрасной эпохи, муза Пьеро Форназетти.
-
Джованни Понти/Джо Понти (Giovanni Ponti/Giò Ponti) (1891—1979) — итальянский архитектор, дизайнер, публицист. Был одной из ключевых фигур в архитектурном возрождении Италии в XX веке.
-
Тони Менегуццо (Toni Meneguzzo) — авторитетный итальянский фотограф, более 30 лет работающий в сфере моды. Сотрудничает с такими журналами, как Vogue, Harper's Bazaar, Harper & Queen, Arena, New York Times. Принимал участи в рекламных компаниях ряда известных брендов: Gianfranco Ferrè, Jil Sander, Guerlain, Issey Miyake, Printemps, Banana Republic.
Воссозданная гостиная из Villa de Varenna. Обои Cole & Son, имитирующие рисунок керамической плитки.
Лина, муза Форназетти, в различных образах присутствует в серии работ “Темы и вариации”.
Зеркало “Viso” (“Лицо”), 1950-е годы.
Стеклянная ширма — первая совместная работа Форназетти и Джо Понти для бренда Fontana Arte. Рисунок на чёрном фоне украшен вставками из сусального золота и серебра. 1940 г.
Шкаф редкостей Форназетти.
Как говорит Барнаба, “он любил украшать повседневные предметы”.
Деревянный стул “Sole” (“Солнце”)
1950-1951 гг. Роспись и лакировка ручной работы.
Деревянный стул “Musicale” (“Музыкальный”)
1950-1951 гг. Роспись и лакировка ручной работы.
Эскиз колонны для кинотеатра “Arlecchino” в Милане, 1949 г.
Шкаф “Architettura” (“Архитектура”), 1951 г.
Рисунок Пьеро Форназетти “Uccelli” (“Птицы”), 1950 годы.
Три тарелки с изображениями Лины на фоне любимых обоев Барнабы — “Nuvolette” (“Облачка́”) из коллекции “Fornasetti” (Cole & Son).
Ежегодно Форназетти рассылал друзьям календари, но всегда с запозданием, один из таких календарей он сопроводил рисунком черепахи: “Извини. Я опоздал”.
“Bastoni intrecciati” (“Переплетённые трости”), цветной рисунок на бумаге, 1940 г.
Экспонаты выставки
La Stanza Metafisica” (“Метафизическая комната”), 1958 г.
Пьеро Форназетти в “Метафизической комнате”, фото 1958 г.
Барнаба Форназетти на выставке, 2015 г.
Источники: The TelegraphиLes Arts Decoratifs.