25 августа 2019
Mid-century modern, часть 2

Эстетика mid-century modern в предметном дизайне

Американский промышленный дизайнер Джордж Нельсон (George Nelson, 1908–1986) выделил три основные категории mid-century modern: биоморфизм, машинная эстетика, стиль ручной работы.

Новые тенденции, материалы и технологии породили новые формы в дизайне. Слово “биоморфизм” стало часто использоваться для описания изделий с органическими, изогнутыми формами и гладкими поверхностями, которые напоминают образы живой природы или предметного мира. Такой дизайн был более приятным и “живым” по сравнению с суровой эстетикой баухауса.

Mid-century-modern-p2-01
Биоморфная керамика Евы Цайзель, 1947.

Краткая справка.

Ева Цайзель (Eva Zeisel, 1906–2011) — керамист и промышленный дизайнер. Родилась в 1906 в Венгрии, работала на родине и в Германии. В 1930-х годах пять лет проработала в СССР на Ломоносовском и Дулёвском фарфоровых заводах, стала художественным руководителем всей фарфорово-стекольной индустрии Советского Союза. В связи с репрессиями покинула СССР в 1937. В 1938, в возрасте 32 лет, эмигрировала в США, где быстро добилась успеха.

Понятие “биоморфизм” (“биоморфный”) появилось в конце XIX века (предположительно, в 1895). Однако в контекст модернизма этот термин ввёл Джеффри Григсон в нескольких эссе 1935 года при описании творчества таких скульпторов и художников, как Генри Мур, Жоан Миро, Жан Элион и др., чтобы отличить их работы от «современных геометрических абстракций и жёсткого сюрреализма». Чуть позже Альфред Барр использовал слова “биоморфизм” и “биоморфный” в каталоге к выставке “Кубизм и абстрактное искусство”, которая проходила весной 1936 в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Краткая справка.
Джеффри Григсон (Geoffrey Grigson, 1905–1985) — британский писатель, поэт, критик, куратор выставок, один из основателей Института современного искусства в Лондоне.
Альфред Барр (Alfred Hamilton Barr, 1902–1981) — американский историк искусства, первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, член Американской академии искусств и наук.

Биоморфизм в искусстве представляет собой моделирование художественных элементов с помощью образных форм, напоминающих природные объекты и живые организмы, или посредством геометрических закономерностей природы, которые мы воспринимает в виде повторяющихся форм и паттернов (деревья, спирали, волны, барханы, геометрические узоры и т. д.). Проще говоря, биоморфное искусство опирается на формы, созданные силами природы.

В 1948 Чарльз Имз вместе с супругой Рэй (американские архитекторы и дизайнеры Charles и Ray Eames) создали прототип кресла La Chaise. Кресло получило много лестных отзывов, но долгое время так и оставалось в стадии модели, поскольку La Chaise посчитали слишком «специфичным в использовании», а его изготовление очень дорогостоящим.

Mid-century-modern-p2-02
La Chaise: кресло из полиуретана с белой лакировкой; основание из хромированной стали и массива дуба

Производство La Chaise началось лишь в 1990. Сейчас это кресло считается одним из классических произведений Имзов. Дизайн разработан под влиянием скульптуры “Плывущая фигура” (1927) Гастона Лашеза (Gaston Lachaise), на что намекает название кресла.

Mid-century-modern-p2-03

Наряду с биоморфизмом существовала и машинная эстетика, взлелеянная сторонниками баухауса. В дизайне машинной эстетики доминируют прямые линии, геометрические формы предметов взаимодействуют с функцией. Это направление не стремилось к имитации вида изделий ручной работы, но гордо демонстрировало свой индустриальный характер.

Например, стиль машинной эстетики определяет облик стальной мебели Гарри Бертойя и некоторых изделий Джорджа Нельсона.

Гарри Бертойя (Harry Bertoia, 1915–1978 — американский дизайнер итальянского происхождения) в 1952 разработал для компании Knoll серию стульев и кресел из стали. На удивление, мебель оказалась удобной благодаря пружинящему эффекту стальной сетки.

Mid-century-modern-p2-04
Knoll до сих пор выпускает знаменитое кресло Diamond (“Алмаз”) и стулья в различных цветах.

Mid-century-modern-p2-05

Скамья “Платформа” (1946) Джорджа Нельсона часто упоминается в числе первых успешных проектов массового производства в США. Простая, но универсальная скамья соответствовала философии баухаус: хороший дизайн должен быть доступным для всех. В 1994 выпуск “Платформы” возобновился.

Mid-century-modern-p2-06

В 1950–1960 годах Джордж Нельсон создал более 100 моделей настенных часов. Сегодня они, возможно, кажутся винтажными, но тогда эти часы воспринимались как механизмы из будущего.

Mid-century-modern-p2-07

Mid-century-modern-p2-08

Хотя третья категория mid-century modern и определяется как “стиль ручной работы”, изделия этого направления также разрабатывались для серийного производства. Они воплощали в себе идеи минимализма и комфортной функциональности. При этом каждый предмет мебели выглядел уникально, словно являлся единственным в своём роде экземпляром, творением опытного мастера.

В 1949 выдающийся датский дизайнер мебели Ханс Вегнер (Hans Wegner, 1914–2007) создал стул, которому дал название “Круглый”. Округлая спинка плавно переходит в подлокотники, соединяясь с вертикалями ножек, что придаёт конструкции дополнительную прочность. Мировая известность к этому стулу пришла в 1960, когда для теледебатов кандидатов на пост президента США выбрали именно эту модель: Ричард Никсон и Джон Кеннеди сидели на “Круглых”. Вскоре элегантно простой стул покорил страну отличной комфортностью и превосходным качеством. Американцы стали называть его The Chair, т.е. просто “Стул”, как символ того единственного и неповторимого. В настоящее время The Chair производится датской компанией PP Møbler.

Mid-century-modern-p2-09

Стиль ручной работы был особенно популярен среди скандинавских дизайнеров. Многие из них, опираясь на национальные традиции ремесла, использовали в своей работе натуральное дерево и кожу. Кожа дарила приятную мягкость, а дерево излучало тепло, столь желанное в условиях северных стран, особенно зимой.

В 1945 Финн Юль (Finn Juhl, 1912–1989 — датский архитектор и промышленный дизайнер) представил своё кресло 45 (45 Chair). Это было одно из самых первых кресел, в которых спинка и сиденье отделены от деревянного каркаса. Пространство между ними придаёт конструкции визуальную лёгкость.

Mid-century-modern-p2-10

Благодаря скандинавскому влиянию дизайн стал отходить от жёстких форм раннего модернизма, мебель начала приобретать плавные линии и скульптурные очертания. Её облик становился более изящным и органичным в своей естественной простоте. Тем не менее эти изделия “ручной работы” были созданы со значительной помощью машинного оборудования, что обеспечивало серийное производство и гарантировало доступные цены.

В 1947 Ханс Вегнер создал модель PP550 — модернистскую интерпретацию классического виндзорского кресла. Веерообразная спинка сформирована из прутьев с плоскими элементами, роль которых в первую очередь практическая: они служат удобной опорой и расположены именно в том месте, где лопатки сидящего человека соприкасаются со спинкой кресла. Когда Финн Юль увидел PP550, он сразу отметил его сходство с распущенным павлиньим хвостом. С тех пор это кресло известно во всём мире как Peacock (“Павлин”).

Mid-century-modern-p2-11

«Стул не должен иметь тыльной стороны. Ему следует быть красивым со всех сторон и ракурсов», — так считал Ханс Вегнер.

Mid-century-modern-p2-12

Mid-century modern в архитектуре и дизайне интерьера

Отличительными чертами как общественных зданий, так и жилых домов середины XX века являются: свет, простор и слияние интерьера с внешним пространством. Архитекторы стали вводить в свои проекты открытую планировку, просторные комнаты, большие окна, панорамное остекление и раздвижные двери. Благодаря этому в помещениях было много естественного света и свежего воздуха, из гостиной или спальни можно было шагнуть в домашний сад или на террасу, а красивый пейзаж стал частью общей композиции дома. Данная тенденция была особенно заметна в США (в частности в Калифорнии).

Mid-century-modern-p2-13
Здание вашингтонского аэропорта имени Даллеса построено в 1958–1962 по проекту Ээро Сааринена (Eero Saarinen, 1910–1961), американского архитектора финского происхождения.

Mid-century-modern-p2-14
Жилой дом Хёрли-хаус (Hurley House) на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе; построен в 1958 по проекту шведского архитектора и дизайнера Греты Магнуссон-Гроссман (Greta Magnusson-Grossman, 1906–1999), которая в 1940, будучи уже признанным специалистом, переехала в США.

Mid-century-modern-p2-15

Архитекторы и дизайнеры начали использовать разнообразные подвесные, потолочные, настенные, настольные и напольные светильники и целые системы, которые позволяли создавать новую реальность в интерьере. Оснащённые хитроумными элементами отражения и рассеивания света, светильники порой становились фантастическими объектами всевозможных форм.

Mid-century-modern-p2-16
Поуль Хеннингсен разработал дизайн этого светильника в 1958. Светильник известен во многих странах как Artichoke (“Артишок”). Однако его оригинальное датское название — Kogle (“Шишка”), так он называется ещё в Германии и Норвегии. Он действительно похож и на артишок, и на шишку.
Mid-century-modern-p2-17

В дизайне интерьеров ещё более важную роль, чем прежде, стали играть обои. Они давали недорогую и простую в применении возможность кардинального преображения комнат. Их отличные декоративные качества обеспечивали эстетически приятный фон, позволяли создавать акцентные стены и визуально формировать отдельные зоны помещения. В декоре обоев (а также интерьерного текстиля и ковров) доминировали геометрические и растительные узоры, присутствовали стилизованные рисунки и яркие цвета.

Mid-century-modern-p2-18
Шведские флизелиновые обои в стиле 1950-х годов по оригинальным дизайнам Арне Якобсена (Arne Jacobsen), Свена Маркелиуса (Sven Markelius), Стига Линдберга (Stig Lindberg) и Гоккен Юбс (Gocken Jobs). Коллекции обоев Wallpapers By Scandinavian Designers и Scandinavian Designers II, производства Boråstapeter.
Mid-century-modern-p2-19

Такие обои эффектно подчёркивали материалы и формы мебели, светильников и прочих интерьерных предметов авангардного вида, отлично дополняя их.

Поиск нового

Модернизм середины века сопровождался экспериментами с новыми материалами и технологиями, внедрение которых расширяло возможности реализации творческих идей.
В своих изысканиях дизайнеры иногда опережали время.

Осенью 1946 года в Музее Виктории и Альберта проходила выставка Britain Can Make It. Там Бенджамин Боуден (Benjamin Bowden, 1906–1998 — британский промышленный дизайнер) представил прототип велосипеда Classic из прессованного алюминия с вальным приводом и снабжённого динамо-втулкой.

Mid-century-modern-p2-20
Бенджамин Боуден демонстрирует лёгкость конструкции Classic, 1946.

Непривычная форма, обтекаемые линии в духе стримлайн-модерна вызвали большой интерес публики. Однако Боудену не удалось найти в Британии производителя, который бы взялся за изготовление Classic. Лишь в 1960 в США была выпущена одна партия этого велосипеда пяти расцветок под новым названием — Spacelander. Правда, теперь он был сделан из стеклопластика, не имел велогенератора, а вал был заменён на цепь.

Mid-century-modern-p2-21

Мебель из формованной и гнутой фанеры, которую создавали супруги Имз и Алвар Аалто, вдохновляла других дизайнеров. В 1963 Грета Ялк (Grete Jalk, 1920–2006 — датский дизайнер мебели) представила стул GJ Bow (иногда его называют просто GJ Chair, т.е. стул GJ). Он состоял из двух изящно согнутых листов ламинированной фанеры. Органичные линии смотрелись элегантно и очень эффектно.

Mid-century-modern-p2-22

Несмотря на кажущуюся простоту, форма конструкции достигалась в результате сложного технологического процесса. Поэтому было изготовлено всего около 300 стульев. В 2008 датская компания Lange Production приобрела права на стул GJ Bow и в 2009 наладила его производство.

Mid-century-modern-p2-23

В 1936 финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (Alvar Aalto, 1898–1976) вместе со своей (первой) женой Айно создал дизайн вазы Aalto, ставшей одним из самых узнаваемых предметов не только финского, но и вообще скандинавского дизайна. Она входила в серию предметов мебели и аксессуаров, разработанных супругами Аалто для нового ресторана “Савой” в Хельсинки, поэтому известна ещё и под названием “Савой”. Ваза имеет волнообразную форму, которая также напоминает облако или очертания озера. Кстати, название вазы указывает не на автора, а на форму изделия: aalto по-фински означает “волна”.

Mid-century-modern-p2-24

Ваза Aalto иллюстрирует тот факт, что бытовые объекты могут не только иметь декоративные и функциональные качества, но также выступать в качестве своеобразных произведений абстрактного искусства. Популярная ваза до сих пор выпускается в разных вариантах цвета и размера финской компанией Iittala.

Ориентируясь на функциональность, удобство и комфорт, модернизм стремился к минимизации нефункционального украшательства. При этом, как ни странно, сами предметы интерьера (мебель, светильники, посуда, аксессуары) благодаря своим материалам, цвету и форме постепенно обретали более важное декоративное значение, нередко становясь ключевыми элементами интерьера. В 1960-х годах некоторые дизайнеры стали отдаляться от строгой идейности функционализма и начали по-новому смотреть на дизайн, подобно Вернеру Пантону, который считал, что мебель должна взаимодействовать друг с другом, как «своего рода пейзаж, который отказывается быть только функциональным».

Mid-century-modern-p2-25
Кресла Heart Cone, созданные Вернером Пантоном в 1959.

Заключение

Как уже отмечалось, модернизм середины века не был единым стилем, но всё же он имел свои особенности:

• сдержанный, ясный дизайн; минимизация “декора ради декора”;
• органические и геометрические формы, линии, узоры;
• функциональность в сочетании с удобством;
• использование как традиционных, так и новых материалов, а также их сочетание друг с другом;
• присутствие ярких, насыщенных цветов;
• сильное влияние скандинавского стиля, который бурно развивался в 1950-е годы.

Mid-century-modern-p2-26
Английские обои Cole & Son по оригинальным дизайнам 1950-х годов итальянского дизайнера Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti, 1913–1988).

Можно любить или не любить mid-century modern, но нельзя отрицать его влияние на наше восприятие современности.

ПОДЕЛИТЬСЯ