15 апреля 2019
Erik Johansson — мастер реалистического фотосюрреализма

16.04.2019

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер на Болотной набережной открыта (до 12 мая) выставка шведского фотохудожника Эрика Юханссона. А в следующем году (с 10 июля по 8 ноября) его работы будут представлены в петербургском музее современного искусства Эрарта на Васильевском острове.


Звуковой ландшафт, 2015

Творчество Юханссона интересно тем, что каждая его работа представляет собой фантастическую картину, которая выглядит совершенно реалистично и построена из множества отдельных снимков. Юханссон стремится создавать композиции, которые не нуждаются в пояснениях. Фотография сама всё рассказывает. Лёгкий намёк на сюжет содержится лишь в названии.

erik-johansson-01
Архитектор, 2015

В отличие от мастеров традиционной фотографии Эрик не запечатлевает какие-то моменты, но фиксирует идеи с помощью своей камеры и воображения. Его цель заключается в том, чтобы сделать изображение максимально реалистичным, даже если сама сцена содержит невероятные элементы. Юханссон пытается найти способ, позволяющий уловить невозможное, и для Эрика всегда важна высокая степень реализма в фотоработах. Он стремится, чтобы зритель почувствовал себя внутри изображённой композиции.

erik-johansson-02
Проснись! 2016 Можно притворяться спящим, но нельзя притворяться бодрствующим

Условно процесс творчества Эрика Юханссона состоит из предварительной стадии и трёх этапов. Началом является эскиз, некая идея. Не каждая идея реализуется, но если фотограф считает её достаточно хорошей, он пытается реализовать эту идею.

erik-johansson-03
Спрос и предложение, 2017

Первый этап — планирование. Когда появляется подходящая идея, нужно найти место для фотосъёмки. На поиски может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда — лет. Это самый важный момент, поскольку он определяет внешний вид и экспрессию фотографии, это исходный материал для работы. На данном этапе необходимо также решить несколько задач: построение композиции, выбор материалов и правильное освещение, чтобы обеспечить реалистичность фотографии.

Второй этап — съёмка, которую Юханссон называет сбором рабочего материала. Эрик никогда не использует чужие фотографии в собственных проектах, поскольку желает всегда полностью контролировать свою работу и осознавать, что он всё сделал сам. Из-за этого он порой не может реализовать некоторые идеи, но тем не менее считает ограничения иногда полезными.

Заключительный этап — объединение фотографий. Он длится от нескольких дней до нескольких недель. Эрик считает данную стадию самой простой, при условии, что первый и второй этапы были осуществлены успешно. Объединение фотографий напоминает мозаику, которую просто нужно собрать из подготовленных составных частей (кстати, для финального изображения может использоваться до 150 различных снимков).

erik-johansson-04
Воздействие, 2016

Эрик Юханссон называет себя самоучкой, который сумел достичь чего-то благодаря практическому опыту. Он как-то сказал, что ему нравится смотреть видео о рабочем процессе других художников и добавил: «Думаю, это очень интересно посмотреть, как работают другие и как они что-то создают. Но если бы мне пришлось дать совет начинающим художникам, я бы сказал: “Пытаться — лучший способ учиться. Просто идите и делайте что-нибудь”».

erik-johansson-05
Рыбий остров, 2009

Юханссон отмечает, что наибольшее влияние на его творчество оказали не фотографы, а художники: Сальвадор Дали, Мауриц Эшер, Рене Магритт, Роб Гонсалвес (канадский художник, работавший в стиле магического реализма), Яцек Йерка (польский художник-иллюстратор, сюрреалист), Шон Тан (австралийский писатель и иллюстратор), Маттиас Адольфссон (шведский иллюстратор), Свен Нурдквист (шведский детский писатель и иллюстратор), а также Томас Эберг (певец шведской группы Bob Hund, исполняющей музыку в стиле инди-рок).

erik-johansson-06
Эрик Юханссон

Эрик Юханссон (Erik Johansson) родился в 1985 году недалеко от городка Йётене в юго-западной части Швеции. Вырос на ферме, где жил с родителями и двумя младшими сёстрами. В детстве увлёкся рисованием, возможно, под влиянием бабушки, которая была художницей, или потому, что Эрику нравился графический способ самовыражения. По его словам, когда мама спрашивала о том, как прошёл день в школе, Эрик предпочитал нарисовать комикс, рассказывающий, как это было. Уже в середине 1980-х у отца появился компьютер для работы, поэтому мальчик довольно рано заинтересовался компьютерами, в основном благодаря тому, что через компьютерные игры он познавал другие миры. В 15-летнем возрасте Эрику подарили цифровую камеру Fuji, очень простую, но она открыла новую реальность, и он сразу же увлёкся фотоискусством. В отличие от рисования здесь творческий процесс не начинался с чистого листа: сделанный снимок служил основой для последующего художественного поиска. Тогда это были простые эксперименты с изменением цвета или попытки разместить маленьких сестёр на крыше дома. Эрику нравилось манипулировать снимками и создавать то, что нельзя было запечатлеть с помощью камеры. Однако увлечение переросло в профессиональную деятельность лишь годы спустя.

erik-johansson-07

erik-johansson-08
Работы для Aïshti, ливанской сети универмагов категории люкс

В школе Эрику нравились математика и физика, и он выбрал программу по естественным наукам, а в 2005 переехал в Гётеборг и поступил в Технический университет Чалмерса, где учился на инженера-программиста.

[В рейтинге лондонского журнала Times Higher Education университет Чалмерса в 2005 году был признан лучшим университетом Швеции и одним из основных исследовательских университетов Европы.]

Эрик продолжал снимать, но расценивал фотографию как приятное хобби. Он не мог представить, что увлечение станет его настоящей профессией, поскольку не верил, что забава и работа могут сочетаться. Ознакомившись с более сложным цифровым зеркальным фотоаппаратом Canon EOS 350d своего друга, Эрик увидел иные возможности фотоискусства и через год приобрёл Canon EOS 400d. Он стал уделять фотографии больше времени и изучил основы Photoshop.

erik-johansson-09
Дай мне время, 2019

У Эрика появилось много идей, он начал публиковать свои работы в Интернете, к нему стали обращаться местные и иностранные рекламные агентства. Так постепенно он занялся фрилансом параллельно с учёбой, продолжая работать над собственными проектами. Причём известность пришла к Юханссону за рубежом раньше, чем на родине. В мае 2010 британская газета The Independent опубликовала интервью, в котором Эрик сказал: «Не так уж много людей слышали обо мне здесь, в Швеции. Франция проявила наибольший интерес к моей работе». Через месяц после этой публикации Юханссон окончил программу по специальности «интерактивный дизайн», получив степень магистра. Он решил сменить обстановку и после пяти лет в Гётеборге переехал в Норрчёпинг, крупный промышленный центр в 136 км к юго-западу от Стокгольма. Там он сотрудничал с несколькими рекламными агентствами, а благодаря публикациям в сети стал получать новые иностранные заказы.

erik-johansson-10
Плакат, иллюстрирующий опасность вождения под воздействием наркотиков (по заказу австралийской страховой компании TAC)

В начале 2012 года Эрик вновь переехал в поисках свежих идей и впечатлений, на этот раз — в Берлин. «Я всегда считал, что вдохновение находится в контрасте между вещами, и думаю, переезд время от времени может быть очень воодушевляющим. В очередной раз мне пришлось начать заново, встретить новых друзей и познакомиться с новым городом». Юханссон провёл в Германии четыре замечательных года и в ноябре 2015 переехал в Прагу, где работает в настоящее время. При этом он регулярно путешествует по Швеции, поскольку североевропейские пейзажи — это то, к чему Эрик постоянно возвращается, чтобы фотографировать и находить своё вдохновение.

erik-johansson-11
Фоторабота для ирландского подразделения компании Heineken:
Пиво Heineken соединяет людей на протяжении многих поколений, как и знаменитый дублинский мост Полпенни, который в зелёной подсветке напоминает бутылку Heineken

Сегодня Эрик Юханссон является профессиональным фотографом, занимается собственными и контрактными проектами. Порой он с удовольствием осуществляет шутливую уличную ретушь и устраивает иллюзионные инсталляции. Ему нравится играть с общепринятым восприятием того, что мы считаем реальностью. В число клиентов Юханссона входят Volvo, Toyota, Google, Adobe, Microsoft, National Geographic, Heineken и шведский строительный концерн NCC, одна из крупнейших международных строительных корпораций Северной Европы.

Эрик уверен, что поскольку он вырос в шведской сельской местности, это оказало большое влияние на его визуальный стиль. «Многие места на моих фотографиях запечатлены в тех окрестностях, которые мне знакомы, рядом с домом моих родителей, с просторными пейзажами и маленькими красными домиками. Вдохновение есть повсюду, и как только познаешь нужные инструменты, ты ограничен лишь своим собственным воображением».

erik-johansson-12
Была законченная картина (альтернативное название — Освободи их), 2012

ПОДЕЛИТЬСЯ