04 декабря 2023
William Morris - Классика британского дизайна.

Творчество Уильяма Морриса оказало огромное влияние на развитие искусства и дизайна, особенно на идеи и практики Баухауса. Его произведения можно увидеть в крупнейших музеях Европы, а в Лондоне есть даже специальная комната, посвященная его работам, в Музее Виктории и Альберта. Конференц-зал Оксфордского университета, украшенный обоями в стиле “Arts & Crafts / Искусства и Ремесла”, назван в его честь. В Уотер-хаусе, семейном доме Морриса в Лондоне, где он провел свои подростковые годы, сейчас находится галерея, посвященная его творчеству.

В детстве Моррис вел что-то вроде идиллического образа жизни в большом загородном доме своей семьи, окруженном древним лесом, усеянным средневековой архитектурой. Его отправили учиться в престижный колледж Мальборо в Уилтшире, где он утверждал, что «почти ничему не научился». Сохранившиеся письма этого периода свидетельствуют о глубокой любви и критическом отношении к архитектуре.

Уильям Моррис 21

Карьера Уильяма как штатного архитектора, однако, была недолгой: когда он путешествовал по Северной Франции, поэт и художник Данте Габриэль Россетти убедил его бросить архитектуру и вместо этого заняться живописью. Отсюда Уильям экспериментировал с различными красками и развил свое восхищение средневековым искусством и архитектурой, основав в 1877 году Общество защиты древних зданий. Тем не менее, его материальное наследие, несомненно, находится в его произведениях искусства. Обои и текстиль Морриса, которые продолжают массово производиться спустя сто лет после его эпохи, делают его, пожалуй, самым успешным промышленным дизайнером из когда-либо известных. В своем величественном и сочувственном взгляде на человеческий потенциал Моррис был одновременно ровесником своего викторианского возраста и далеко за его пределами. Э. П. Томпсон правильно охарактеризовал его как «человека, которого история никогда не догонит».

William Morris 22

Любимой моделью Уильяма Морриса была молодая актриса с поразительно красивым лицом Джейн Берден. Она позировала в роли Изольды в его лучшей картине. Через год они поженились. Моррис был одержим проектом строительства и обустройства семейного дома в Бекслихите, на юго-востоке Лондона, где он жил со своей женой и двумя детьми, Джейн «Дженни» Элис Моррис и Мэри «Мэй» Моррис. Он назывался Красным домом, и почти все в нем — стулья, столы, лампы, обои, шкафы, подсвечники, стаканы — было спроектировано с нуля либо самим Моррисом, либо его близким другом и коллегой-архитектором Филипом Уэббом и друзьями-художниками. Моррис напечатал свои обои вручную с использованием резных деревянных брусков из грушевого дерева, пропитанных натуральными красками на минеральной основе и прижатых с помощью ножного пресса. Каждый дизайн был создан путем тщательной подгонки деревянных печатных блоков раз за разом, чтобы создать бесшовное повторение. Моррис однажды рассказал о конкретном процессе, сказав: «Помните, что образец может быть либо правильным, либо неправильным. Ему нельзя простить ошибку, как и картине, которая в остальном обладает замечательными качествами. Как и крепость, она не сильнее своего самого слабого места».

Уильям Моррис, безусловно, был уникальным дизайнером, отличавшимся удивительной привлекательностью и огромной универсальностью.

Моррис был первым человеком, который понял одну из важнейших проблем, ставших решающими для нашего времени: роль удовольствия в работе. Уильям Моррис считал себя художником и поэтом. Ему просто было интересно создавать вещи для собственного удовлетворения и, возможно, для удовольствия нескольких друзей. Из общей эстетической доктрины Моррис прежде всего поддерживал отказ от промышленного вмешательства в декорирование и архитектуру, выступая за возвращение мастерства и ручного труда, чтобы вернуть ремесленникам статус художников. Согласно его философии, искусство должно было быть доступно всем, разрабатываться вручную и не должно было находить достойных классификаций. Иными словами, прикладное искусство должно было пользоваться таким же достоинством, как живопись и скульптура.

В отличие от массового производства и промышленной революции, Моррис пропагандирует использование особых методов, проверенных лично. Для своих тканей он использует натуральные красители и процессы, описанные в книге шестнадцатого века. Элегантные завитки виноградных лоз, цветов и листьев в идеальной симметрии — всемирно известные узоры Уильяма Морриса и мгновенно узнаваемы. Хотя он увлекался вышивкой, ковроткачеством, поэзией и литературой, он овладел искусством гравюры на дереве и создал некоторые из самых известных текстильных узоров 19 века. Созданные в основном в 1800-х годах культовые обои Морриса с ксилографической печатью были революционными для своего времени, и их до сих пор можно найти по всему миру, напечатанные для обивки мебели, штор, керамики и даже модных аксессуаров. Разработав свой особый вкус с юных лет, он начал понимать, что единственный способ получить красивый дом, который он хотел, — это спроектировать каждую его часть самостоятельно.

Поместье Келмскотт было зданием, которое больше всего повлияло на Уильяма Морриса. Поместье из серого камня с остроконечной крышей, построенное в основном в шестнадцатом веке на окраине деревни, с тех пор было архитектурным проектом Уильяма Морриса Орриса, который считал его идеалом. Действительно, он утверждал, что видел это здание во сне, прежде чем нашел его. Он черпал вдохновение для многих своих рисунков обоев, и текстиля из своего естественного окружения, где проживал Уильям Моррис в 1870-х и начала 1880-х годов. Это был его самый плодотворный период в дизайне.

"Клубничный воришка" - дрозды, которых Моррис наблюдал на своем огороде в Келмскот Манор, Оксфордшир, ворующими ягоды когда Моррис ловил пескаря и окуня. Он особенно увлекался изогнутыми листьями аканта, ветками вьющейся ивы и жимолости, которые он время от времени использовал в качестве основной темы или на заднем плане.

Клубничный воришка
Strawberry thief, 1883

В то время фирма Jeffrey&Co отвечала за производство всех обоев, выпускаемых под маркой Morris&Co, и имела репутацию одной из лучших типографий в Англии.

Рисунок Pimpernel / Пимпернель (1876) был личным фаворитом Морриса и использовался для оклеивания столовой в Келмскотт-хаусе в Хаммерсмите, Лондон.

Pimpernel


Узоры Уильяма Морриса отличались мягкими, плоскими цветами, стилизованными естественными формами, симметрией и чувством порядка. Он создавал структуру в своих проектах, создавая сильные, ритмичные и плавные линии из форм листьев, виноградных лоз и ветвей, и часто накладывал основной элемент на более мелкий, рецессивный фоновый узор, чтобы заполнить пространство дизайна.


Ивовая ветвь
Willow bough / Ивовая ветвь (1887)

Willow bough / Ивовая ветвь, созданные в 1887 году, является одним из мгновенно узнаваемых узоров Уильяма Морриса. Переплетающиеся стебли и нежные листья ивы сочетаются в этом мягком дизайне, который определяет неизменную репутацию компании Morris. Ива была одним из любимых мотивов Морриса, и он использовал ее в нескольких произведениях.

Иногда он использовал мелкомасштабный узор из упрощенных листьев ивы в качестве фона для других мотивов.

Ветка ивы

Также в 1874 г. он разработал простое стилизованное изображение ветвей ивы. Willow bough / Ивовая ветвь — более натуралистичная версия этого раннего рисунка. Этот дизайн был первым рисунком обоев, который Мэй Моррис использовала на стене своей спальни.
Вообще узоры для текстиля и обоев, созданные Уильямом Моррисом, были революционными для того времени и совершенно противоречили моде на иллюзии и преувеличения.


ПОДЕЛИТЬСЯ