Разнообразные формы изобразительного искусства, несомненно, оказывают большое влияние на творчество современных дизайнеров. Значительную роль в этом играет живопись, в частности полотна с изображением интерьеров, предоставляющие увлекательную визуализацию обстановки в восприятии художника. Картины прошлых десятилетий и веков дают декоратору или историку интерьера возможность увидеть позабытую мебель и порой непривычные цветовые сочетания. Хотя работы некоторых мастеров, например, Ван Гога и Василия Кандинского, сложно расценивать в плане исторической документальности, они всё же не только рассказывают о мировосприятии и эмоциях художника, но и демонстрируют декоративные тенденции своего времени.
Если интерпретация изображений и не вызывает затруднений у специалиста, то для среднестатистического человека это может оказаться не самым простым делом. Лондонская студия креативного контента NeoMam, прибегнув к возможностям компьютерного рендеринга, создала шесть фотографических моделей помещений на основе шести картин знаменитых художников. Работа была осуществлена по заказу веб-портала HomeAdvisor, который специализируется на услугах по ремонту и обустройству жилья.
«Картины исторических интерьеров — интересные гибридные образы, нечто среднее между плодом воображения великого художника и документом прошлого. Это заставило нас задуматься, как жилые помещения, изображённые на известных картинах, выглядели в реальности?» — пояснили представители NeoMam.
В проекте принял участие и российский дизайнер Андрей Баринов.
Зимний сад: Грант Вуд — Солнце светит на углу, 1928
Американский художник Грант Вуд писал в основном картины, посвящённые сельской жизни Америки. Его самая известная работа — “Американская готика”. В отличие от неё картина “Солнце светит на углу” не столь суровая, но несёт в себе дух той же сельской меланхолии и тишины. Причём здесь чувство тишины достигает завидного уровня стильности. Картина выполнена в приглушённых земляных оттенках.
Спальня: Винсент Ван Гог — Спальня в Арле, 1888
Первая из трёх картин серии “Спальня в Арле”, написанной в 1888–1889 гг. Над ней Ван Гог начал работать в октябре 1888 во время пребывания на юго-востоке Франции. Замысел картины художник рассказал в письме своему брату: «На сей раз это просто моя спальня, но здесь должен работать колорит, и его упрощение посредством придания вещам большего стиля должно наводить на мысль об отдыхе или сне вообще. Короче говоря, вид картины должен успокаивать разум, вернее, воображение».
Действительно, скромная мебель, облупившаяся краска на стенах и половицах — вся эта атмосфера ваби-саби позволяет зрителю мгновенно ощутить неприхотливое спокойствие.
Однако резкие линии углов и зажатость видимой части комнаты между тремя стенами несколько снижают умиротворяющий эффект. Поэтому для визуального расширения пространства в компьютерном изображении появились естественный свет, льющийся из окна, отражение в зеркале и контрастные оттенки на стенах.
Согласно данным Музея Ван Гога в Амстердаме, нынешние цвета на картине являются результатом изменений красок, происходивших в течение многих лет: первоначально стены и двери были фиолетовыми, а не синими, какими мы их видим сегодня. Вот так в упомянутом письме описывал цвета картины сам художник: «Стены бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. Кровать и стулья жёлтые, как свежее масло; простыня и подушки очень яркие лимонно-зелёные. Одеяло ало-красное. Окно зелёное. Туалетный столик оранжевый, чаша синяя. Двери сиреневые».
Столовая: Василий Васильевич Кандинский — Интерьер (моя столовая), 1909
Эту картину Кандинский написал в период, когда начался его переход от фигуративного искусства к абстракционизму. Художник уже больше интересуется не представлением конкретных объектов, а цветом и формой как некой “визуальной музыкой”.
Выбор цветов для данного произведения, скорее всего, был субъективным. Однако привязанность, которую Кандинский испытывает к пространству, может воодушевить современного дизайнера, умеющего обращаться с образцами текстур и оттенков. Компьютерная визуализация наглядно демонстрирует текстуры и формы, которые сделали столовую Кандинского таким гостеприимным местом.
Кухня: Константин Алексеевич Коровин — Интерьер. Охотино, 1913
Голые стены и деревянный пол на картине Коровина резко контрастируют с энергичной столовой Кандинского.
Деревенский стиль подчёркивает полезность каждого элемента, а рисунок на скатерти, добавляет нотку весёлой непринуждённости. Розовые и бежевые тона интерьера и снег за окном создают тихую, умиротворённую обстановку.
Гостиная: Рой Лихтенштейн — Интерьер со спокойными картинами, 1991
Работа Роя Лихтенштейна, американского представителя поп-арта, показывает нам стильную комнату. Картина относится к серии “Интерьеры”, в которой художник изображал домашнюю обстановку, часто вдохновлённую рекламой мебели. Характерные полосы и точки Лихтенштейна, конечно, не ассоциируются со спокойствием, а сам интерьер напоминает плоскость комикса.
Специалисты NeoMam сделали свою интерпретацию более мягкой и реалистичной, даже картины на стене заменили репродукциями работ самого Лихтенштейна.
Гостиная: Эдуард Петрович Гау — Гостиная императрицы Александры Фёдоровны, Дворец Коттедж, Санкт-Петербург, 1835
На этой акварели художник запечатлел гостиную русской императрицы. Великолепно украшенная комната располагалась в Коттедже, который был летней резиденцией Николая I и его супруги Александры Фёдоровны. Императрица рассказывала: «Жизнь в петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту скромную обитель».
Все картины Эдуарда Петровича Гау выполнены с поразительным мастерством, характеризуются прекрасным построением перспективы и тщательной прорисовкой деталей. По своей реалистичности они напоминают фотографии. Неслучайно акварели Гау относятся к жанру “портрет интерьера”. Если бы мастер обладал сегодняшними инструментами, наверное, его работа была бы похожа на интерпретацию NeoMam, вероятно, даже лучше