11 марта 2015 в северном крыле Лувра, где находится музей декоративного искусства Les Arts Décoratifs, открылась обширная ретроспектива “Пьеро Форназетти: практическое безумие” (Piero Fornasetti: La Folie pratique), посвящённая итальянскому художнику и дизайнеру Пьеро Форназетти (1913-1988).
Выставка знакомит посетителей с нетипичной многогранностью творчества Форназетти, который был живописцем и дизайнером, печатником и издателем, коллекционером и предпринимателем.
В театрально–декоративной вселенной Форназетти атмосфера наполнена поэзией, сюжеты зачастую построены на игре воображения и оптических иллюзиях, метафизические пейзажи соседствуют с комедийными персонажами и загадочными луноликими образами. Пьеро Форназетти расписывал шарфы, декорировал мебель, ширмы и лампы, оформлял интерьеры. Обладая феноменальной продуктивностью, он создал около 13 000 работ, неустанно рисовал, писал картины, разрабатывал дизайны с 1920-х годов до последних дней жизни.
На выставке представлены его ранние, малоизвестные произведения живописи, которые позволяют взглянуть на итальянское и европейское искусство в контексте 1930-х годов, периода “возвращения к порядку” (1*).
Хорошо освещена работа Форназетти в качестве печатника, которая лежит в основе всей его последующей творческой деятельности. Тут можно увидеть тарелки из серии “Темы и вариации”, узнать об успешном сотрудничестве с Джо Понти (2*). Экспозиция демонстрирует множество других творений мастера: наборы подносов, подставки для зонтов, трюмо, комоды... Некоторые из этих работ всегда будут ассоциироваться с дизайном и живописью — основными составляющими мира Форназетти.
Юный Пьеро Форназетти
Пьеро Форназетти родился 10 ноября 1913 г. в семье миланского бухгалтера.
С раннего детства Пьеро много читал и увлекался рисованием. Его бурная фантазия и необычное воображение зачастую порождали таинственные фигуры и фантастические пейзажи, которые Пьеро стремился запечатлеть в своей тетради. Будучи ещё ребёнком, он самостоятельно декорировал свою спальню. В дальнейшем Форназетти подчёркивал, что состоялся благодаря самообразованию и собственному выбору жизненного пути.
Юный Пьеро Форназетти. В 1930 г. против воли отца он поступил в миланскую академию изящных искусств Брера (Accademia di belle arti di Brera), одну из самых известных художественных школ в Италии. Любознательность молодого самоучки и эклектичное мышление повлияли на формирование бескомпромиссного характера Форназетти, и в конечном счёте он вошёл в противоречие с академической ограниченностью классического учреждения. Пьеро был потрясён, узнав, что в программу не входит один из важнейших, на его взгляд, аспектов художественного образования — изучение обнажённой натуры. Он постоянно критиковал подход академии, и в 1932 его отчислили.
Фиаско с академией Брера лишь подстегнуло целеустремлённого Форназетти. Он поступает в вечернюю школу прикладных искусств при замке Сфорца (Castello Sforzesco), но именно энтузиазм и жажда новых знаний и навыков являются главной движущей и вдохновляющей силой Форназетти на пути творческих изысканий. Его ум постоянно работает, Форназетти проводит целые дни, зарывшись в журналы и книги по различным областям искусства и науки. Пьеро начинает самостоятельно изучать рисунок и литографию. Печатный станок в мастерской отца дал возможность практиковаться и экспериментировать с различными методами гравировки и печати. Форназетти открывает небольшое издательство “Stamperia d’Arte Piero Fornasetti” и начинает выпускать собственные рисунки и альманахи, а также печатает работы самых известных художников того времени: Карло Карра́, Джорджо де Кирико, Марино Марини, Лучо Фонтана.
“В студиях, которые я посещал, никто не мог чему-либо научить меня. Прежде всего, я учился по книгам, работая с литографиями и гравюрами…” — говорил позднее Пьеро Форназетти.
В поисках новых идей и впечатлений Форназетти совершает захватывающее путешествие по Италии и Африке. Его воображение неудержимо развивается, мир реальный сталкивается и переплетается с мирами и образами его сознания, порождая уникальные художественные проекты.
В Италию Пьеро возвращается полный сил и энергии, он готов представить миру свои удивительные проекты. Форназетти полностью погружается в работу, визуально совмещая сюрреалистические дизайны с конкретными и обыденными предметами. Это даёт экстраординарные результаты. В 1933 г. состоялся дебют Форназетти в качестве дизайнера: на выставке декоративно-прикладного искусства в музее La Triennale di Milano он представил серию расписанных им платков (фуляров). Оригинальную работу Пьеро заметил знаменитый архитектор Джованни Понти, который являлся одной из ключевых фигур в сфере дизайна Италии. Это событие послужило первым шагом на пути к их совместному творчеству, которое фактически началось в 1940. Впоследствии Понти назвал Форназетти “чемпионом изобретательности и продуктивности в искусстве”.
Поразительная виртуозность позволяла Пьеро работать с различными материалами, такими как бумага, керамика, стекло, кожа, дерево, текстиль. В годы Второй мировой войны Форназетти был вынужден на некоторое время покинуть Италию и жить в нейтральной Швейцарии (1943–1946). Тем не менее в это время объём работ Форназетти невероятно вырос: его сотрудничество с Джо Понти практически приняло форму творческого симбиоза, и эти два художника осуществили множество дизайнерских проектов, в том числе и за рубежом. Их талант проявлялся в самых неожиданных областях. Например, они придумывали обложки для журналов “Domus” и “Stile”, создавали мебель, готовили дизайн ламп, работали над различными интерьерами: в 1942-1943 оформляли Палаццо Бо (историческое здание в университете Падуи), где Пьеро расписал фресками галерею ректората, декорировали казино в Сан-Ремо (1951), оформили каюты 1 класса на трансатлантическом лайнере “Андреа Дориа” (1952).
В 1951 Форназетти создаёт трюмо “Architettura” (“Архитектура”), признанное одним из его шедевров.
Трюмо “Architettura” (“Архитектура”), 1951
В 1959 “за выдающиеся заслуги в области моды” Пьеро Форназетти был удостоен премии Нейман–Маркуса (3*) (Neiman Marcus Fashion Award).
В этот период Форназетти, помимо прочего, издаёт альманахи, наполненные сюрреализмом и метафизикой, и, как всегда, много читает. Однажды, в очередной раз листая старые журналы и книги, он наткнулся на круглое, завораживающее изображение Лины Кавальери (4*), оперной звезды эпохи модернизма. Её отрешённый взгляд и безупречное лицо околдовали Пьеро. Он начал рисовать образ Лины в 1952 и больше уже не останавливался.
Чрезвычайно продуктивный художник, Форназетти работал с печатными материалами всех видов, нередко он создавал плакаты, рекламные буклеты, логотипы и модные аксессуары как серию изделий, из которых самое известное его творение — разнообразные тарелки с круглыми изображениями лица Лины. В настоящее время их существует не менее 350 версий.
Форназетти мало спал: три–четыре часа ночью и полчаса после обеда. Остальное время он работал: и днём, и ночью. Возможно, из-за своей гиперактивности Форназетти испытывал потребность в особой комнате для медитаций, которую он создал в 1958.
“La Stanza Metafisica” (“Метафизическая комната”) — неподвластный времени шедевр, одно из самых уникальных и непостижимых творений мастера, созданное благодаря воображению Форназетти. “Метафизическая комната” состоит из 32 панелей высотой 3 м и шириной 50 см, которые соединяются в единый деревянный экран. Панели представляют собой литографии в виде архитектурных объектов, изображённых в технике тромплёй. Модульная структура экрана позволяет практически в любом помещении создать уединённое пространство. Над этим символом “практического безумия”, вызывающим благоговейный трепет, Форназетти работал четыре года с тем, чтобы создать медитативное место, где можно спокойно размышлять, позабыв о суете современной жизни.
В 1950 произошло важнейшее событие в жизни Форназетти: родился его первенец, Барнаба. В венах сына течёт кровь отца, любознательного и нестандартно-творческого человека. И хотя мир, в котором рос сын, весьма отличается от того, в котором вырос его отец, жизненный путь Барнабы удивительно напоминает жизненный путь Пьеро. В семидесятых, во время учёбы в академии Брера Барнаба присоединился к протестному студенческому движению, возникшему под влиянием контркультуры тех лет, и был арестован за участие в демонстрации.
В шестидесятые годы возобладала новая, радикальная догма. Рационализм, с его арифметическим подходом, вносит свои изменения в прикладное искусство: теперь форма подчинена функции, а декор, столь дорогой сердцу Форназетти, считается бесполезным дополнением. Не приемля такие перемены, непокорный дух Форназетти восстаёт против новых правил, и в 1970 вместе с близкими друзьями и художниками-единомышленниками Пьеро открывает “Галерею библиофилов” (Galleria dei Bibliofili), которая явилась демаршем и доказательством несгибаемой жизнестойкости Форназетти. Почти сорок лет спустя после отказа от правил академии Брера, Форназетти вновь противостоит истеблишменту, защищая своё уникальное видение мира. Галерея использовалась для выставок и служила вторым домом для мятежных художников. Здесь демонстрировались работы Форназетти и его коллег, и галерея имела несомненный успех. Вдохновлённый удачным опытом, Пьеро открыл несколько магазинов в Милане и Турине, чтобы представить своё творчество в полном объёме.
Форназетти доводилось также выступать в роли кинорежиссёра и сценографа. В 1970 он принял приглашение музея Les Arts Décoratifs и участвовал в подготовке и проведении выставки “Дизайн болида”, для которой он даже спроектировал модель.
Однако к концу 1970-х популярность творчества Форназетти пошла на убыль, возникли серьёзные экономические проблемы, и художнику пришлось отчаянно бороться за свою студию. Но в самый трудный момент удача улыбнулась ему: в 1980 в Лондоне открылась галерея “The Themes and Variations” (“Темы и вариации”). Уникальные работы Пьеро получили высокую оценку британских знатоков искусства, а интерес к дизайну Форназетти стал стремительно расти. В это же время в студии вместе с отцом начинает работать Барнаба, который прежде занимался дизайном в индустрии моды.
К сожалению, время безжалостно: в преддверии мирового признания Пьеро Форназетти умер в 1988. На Барнабу, впитавшего отцовское видение мира, легла теперь ответственность за мир Форназетти, сын стал главным хранителем 50-летней коллекции. Сразу после смерти Пьеро появились желающие выкупить бренд “Fornasetti” и получить контрольный пакет компании. Барнаба был вынужден даже продать загородный дом семьи на озере Камо, т.к. у Пьеро остались большие долги. Обладая творческим воображением и будучи художником, сын смог сохранить и возродить творческое наследие своего отца.
Одним из этапов этого возрождения стала первая мемориальная выставка Форназетти, проведённая лондонским музеем Виктории и Альберта в 1992. Публике были представлены самые различные работы, созданные мастером за полувековую деятельность: тарелки и платки, мебель и ранние картины, модные аксессуары, стулья и лампы.
С 13 ноября 2013 по 9 февраля 2014 в миланском музее дизайна Triennale Design Museum прошла грандиозная выставка работ Форназетти “100 лет практического безумия”, приуроченная к 100-летию со дня рождения выдающегося художника и дизайнера.
В своём творчестве Пьеро Форназетти отобразил простые и изящные формы эпохи модернизма с некоторым безразличием к современным догмам дизайна, используя игру богатого воображения, нотку юмора, иллюзии и мечты. Будь то серийные предметы или штучные изделия, работы Форназетти охватывают всю палитру стилей и взаимосвязей: здесь присутствует римская и греческая античность, итальянский Ренессанс, архитектура Палладио (5*)
... Художник не пытался следовать моде, наоборот — он опережал её, точнее даже — формировал свой уникальный стиль, который не позволяет его произведениям устаревать: то, что он Форназетти создал в 1940–1950-е годы актуально до сих пор.
Как и Пьеро, Барнаба успешно сочетает художественное воображение с подлинным мастерством. Гигантский архив отца служит неисчерпаемым источником вдохновения и задаёт вектор творческой деятельности. Благодаря неустанной работе Барнабы, в 1996 в престижном районе Милана открылась замечательная галерея “Fornasetti”, появились новые проекты, началось сотрудничество с такими известными дизайнерами, как Филипп Старк и Найджел Коутс.
Монография Патрика Морье (6*) и деятельность Барнабы Форназетти, который продолжил дело своего невероятно динамичного и талантливого отца, способствовали повторному открытию произведений выдающегося мастера.
Пьеро Форназетти был волшебным “дизайнером грёз”. Теперь его грёзы доступны всему миру.
Примечания:
1*. “Возвращение к порядку” (“return to order”) — европейское художественное направление, которое появилось после Первой мировой войны и ориентировалось на традиционное искусство, отказавшись от крайнего авангардизма. Даже основатели кубизма (Брак и Пикассо) покончили с ним. Футуризм, который превозносил механизмы, насилие и войну, также был отвержен большинством его последователей. “Возвращение к порядку” характеризовалось возрождением классицизма и реализма в живописи. Считается, что термин произошёл от названия сборника эссе “Le rappel a l'ordre” (“Призыв к порядку”), опубликованного Жаном Кокто в 1926.
2*. Джованни Понти/Джо Понти (Giovanni Ponti/Giò Ponti) (1891—1979) — выдающийся архитектор, дизайнер, публицист. В XX веке сыграл важнейшую роль в развитии архитектуры и дизайна в Италии.
3*. Neiman Marcus Fashion Award — премия за выдающиеся заслуги в области моды. Учредители премии — Кэрри Маркус Нейман и её племянник Гарольд Стэнли Маркус, семья которых в 1907 основала фешенебельный универмаг “Neiman Marcus” (США). Премия вручалась с 1938 по 1995, в число её обладателей помимо Пьеро Форназетти в разные годы вошли: Кристиан Диор, Грейс Келли, Коко Шанель, Ив Сен-Лоран, Эсте Лаудер, Валентино Гаравани, Эмануэль Унгаро, Ральф Лорен, Джорджо Армани, Карл Лагерфельд, Иссэй Миякэ, Миучча Прада и др.
4*. Лина Кавальери (полное имя — Наталина Кавальери) (Lina/Natalina Cavalieri) (1874–1944) — итальянская оперная певица, звезда прекрасной эпохи, муза Пьеро Форназетти.
5*. Андреа Палладио (Andrea Palladio) (1508–1580) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма.
6*. Патрик Морье (Patrick Mauriès) (р. 1952) — французский писатель, издатель, литературный критик и коллекционер. Автор книги “Форназетти: дизайнер грёз” (“Fornasetti: Designer of Dreams”), опубликованной в 1991.
Пьеро Форназетти в мастерской.
Творческий тандем Пьеро Форназетти и Джо Понти успешно развивался более 10 лет. (На фото они сидят вместе во втором ряду).
Одна из кают 1 класса на трансатлантическом лайнере “Андреа Дориа”.
Джо Понти разработал конструкцию, Форназетти придумал дизайн и исполнил оформление.
Посудный шкаф — совместное творчество Понти и Форназетти.
Кровать — совместное творчество Понти и Форназетти.
Фрески галереи ректората в Палаццо Бо. Работа Пьеро Форназетти, 1942-1943.
Форназетти создал большое количество разнообразных подносов. На снимке справа Пьеро демонстрирует поднос “Mano con moneta” (“Рука с монетой”).
Зал с подносами Форназетти на миланской выставке “100 лет практического безумия”.
Ширмы Форназетти:
Дизайнер любил украшать даже самые простые, обыденные предметы.
В мире Форназетти просто не существовало невзрачных вещей.
Мудборды дизайнера.
Дом Форназетти.
Естественно, Пьеро сам разработал дизайн интерьера.
Пьеро и Барнаба Форназетти
Пьеро и Барнаба Форназетти
Форназетти на фоне коллекции тарелок с различными образами Лины.
Муза Пьеро Форназетти
Имея от природы хороший голос, Лина Кавальери в 13 лет начала петь в римских ресторанчиках, где быстро завоевала успех. Публика приходила не только послушать, но и полюбоваться её поразительной красотой.
Позднее она отправилась в Париж, где сначала выступала в кафешантане, а потом стала петь в мюзик-холлах в различных странах Европы. Популярность её стремительно росла. При этом Лина постоянно занималась развитием голоса для оперы, о которой мечтала с детства.
После блестящего успеха в знаменитом парижском кабаре “Фоли-Бержер” Кавальери в 1897 получила контракт на выступления в России. Перед красотой итальянки не устоял князь Барятинский. У них вспыхнул роман. Князь осыпал её драгоценностями и хотел жениться на ней. Но Александр Барятинский принадлежал к одной из знатнейших русских фамилий, его семья была против этого мезальянса. Император Николай Второй не дал высочайшего разрешения на брак.
С 1898 по 1901 князь поддерживал талант Лины и оплачивал её уроки оперного вокала у петербургских педагогов. Летом 1901 Кавальери исполнила главную партию в “Травиате” Дж. Верди на сцене петербургского театра “Аквариум”. С этого момента началась постоянная оперная карьера Лины. Она пела в лучших театрах Европы и Америки, несколько раз выступала в России.
Если относительно вокальных данных Кавальери были разные мнения, то её грациозная красота была безоговорочно общепризнанной. Лину называли “самой красивой женщиной мира”. Ею восхищались и мужчины, и женщины. Открытки с её изображением пользовались огромной популярностью по обе стороны Атлантики. Её имя знали все. Кавальери стала первой фотомоделью в истории.
В 1913 Лина завершила оперную деятельность, открыла в Париже косметический салон, снялась в восьми немых фильмах. В 1930-х годах она переехала во Флоренцию.
Во время Второй мировой войны Лина работала медсестрой, несмотря на возраст — ей было уже далеко за 60.
7 февраля 1944 Лина Кавальери погибла в результате прямого попадания бомбы в её дом во время авианалёта.
Сегодня доступны обои созданные Пьеро Форназетти
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РИСУНКАМИ FORNASETTI НА ОБОЯХ