Новости

История дизайна: Педер Моос

28.11.2017

Бескомпромиссный, эксцентричный, нетипичный, но чрезвычайно талантливый — так чаще всего говорят о датском краснодеревщике Педере Моосе. Его работа с деревом осуществлялась на уровне инстинкта, это была некая магия или мистика, которая не подчинялась никаким правилам. Моос работал без предварительных эскизов и чертежей. “Сначала я делаю мебель, а потом рисую её”, — объяснял Педер Моос. Он выбирал первичную древесину по твёрдости, в соответствии с утилитарными задачами будущей формы, а вторичную древесину подбирал для усиления конструкции и цвета. За свою творческую карьеру Моос сделал сравнительно немного мебели — примерно 30–40 предметов на заказ. Всё это, за исключением пары наименований, он создал самостоятельно, в одиночку.

peder-moos01

Педер Моос (Peder Moos, 1906–1991) родился в Дании в семье фермера. Окончил народную Высшую школу (она не давала учёной степени), затем обучался столярному ремеслу. С 1926 по 1929 работал в Париже, Женеве и Лозанне. В 1935 Моос открыл в Копенгагене собственную мастерскую, в которой проработал 20 лет. Одновременно с этим учился на вечерних курсах при Датской королевской академии изящных искусств, там в числе его наставников были такие мастера, как скульптор Эйнар Утсон-Франк и архитектор, дизайнер мебели Коре Клинт, основоположник модернизма в датском мебельном дизайне. В 1956 Моос переехал в Кертеминне и несколько лет преподавал в ремесленном училище. Затем он открыл мастерскую в городке Бредебро на юге Дании, где поселился в 1962.

Одной из первых оригинальных работ Мооса была деревянная кровать, которую он сделал для себя. Педер любил спать на свежем воздухе, поэтому сконструировал кровать таким образом, чтобы она могла выдвигаться наружу через окно его маленькой квартиры.

peder-moos02

Кресло, стол и стулья работы Мооса

Педер Моос не являлся ревностным последователем концепции декорирования. В дизайне он отдавал приоритет функциональности, хотя, конечно же, не был равнодушным к эстетике. Великолепные изгибы органических форм рождались как результат его интуитивного мастерства и благодаря характеристикам выбранных пород дерева. Примечательными и наиболее впечатляющими чертами дизайна Мооса являются детали его изделий. Педеру Моосу было чуждо украшательство, и то, что другие называли декоративными элементами его мебели, сам мастер считал всего лишь функциональными частями. Именно эти детали придают беспрецедентную красоту дизайну мебели Педера Мооса. Изогнутые линии напоминают стиль ар-нуво, но при этом все его творения несут в себе уникальную скандинавскую элегантность — они лёгкие и по-особому изящные.

peder-moos03 peder-moos04

Моос никогда не использовал металлические гвозди или болты в своей мебели. Для соединения конструктивных элементов он применял деревянные нагели и клинья, создавая красивые эффекты. Можно сказать, его декор рождался в силу необходимости. Уникальный мастер никогда не прибегал к финишному покрытию своих изделий. Вместо этого Моос использовал мелкую древесную стружку, которую тщательно втирал в поверхность. Он многократно шлифовал изделие, аккуратно промывал его, затем вновь шлифовал. Это придавало дереву очень изысканный вид.

peder-moos05 peder-moos06

Соединительно-крепёжные элементы из контрастной древесины

peder-moos07

Клиентам Педера Мооса приходилось быть весьма терпеливыми — заказанная мебель доставлялась не к определённому сроку, а тогда, когда работа была завершена.

Говорят (возможно, это выдумки), будто Моос обычно переезжал на некоторое время в дом заказчика, чтобы там найти вдохновение для будущей мебели. Фактический заказ клиента не имел большого значения. Более того, цена при этом никогда не была ограничена конкретной суммой. Как сказала известный датский дизайнер Грете Ялк, “он был человеком, для которого сама работа была чем-то сакральным, а экономический результат являлся неактуальной банальностью”. Если клиент спрашивал, сколько будет стоить его заказ, Моос обычно отвечал, что фиксированная цена помешает мебели быть настолько хорошей, насколько она может быть, а если клиент сочтёт конечную цену высокой, то он может не платить и просто оставить изделие в мастерской, — Моос позже продаст кому-нибудь. Не раз случалось, что клиент, посчитавший изготовленную мебель слишком дорогой, потом всё же возвращался за ней. Обладатели мебели необыкновенного мастера порой хвастались своим приобретением, которое было подобно музейному шедевру. “Поразительно, что искусство изготовления мебели можно довести до такого совершенства”, — отметила Грете Ялк.

peder-moos08

Элегантные произведения, несомненно, олицетворяют изысканность датского дизайна первой половины XX века. Мебель Мооса экспонировалась в музеях Стокгольма, Гааги и Нью-Йорка. Некоторые изделия стали появляться на аукционах и устанавливать ценовые рекорды для скандинавской мебели.

peder-moos09 peder-moos10 peder-moos11

Комод с раздвижными дверцами и регулируемыми полками

peder-moos12 peder-moos13

Стол длиной 379,8 см, дуб, клён, 1952 г.

В 2015 на лондонском аукционе Phillips продан за £602 500

Новинки

Boråstapeter
Scandinavian Designers Mini
Артикул: 6257
Размер: 10,05 м x 0,53 м
Цена рулона: 5000 Руб
6257
Mariinsky Damask
Артикул: 108/4019
Цена рулона: 10500 Руб
108/4019
A Vintage Book
Артикул: 1675
Цена рулона: 4200 Руб
1675
Arkiv Engblad
Артикул: 5359
Цена рулона: 3400 Руб
5359

Все новинки

мы ответим на любые Ваши вопросы

Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время
«» помечены обязательные для заполнения поля