07 августа 2019
Mid-century modern, часть 1

Mid-century modern — “модернизм середины века”. Словосочетание появилось в 1953, когда дизайнер Джон Стюарт Клингман (John Stuart Clingman) создал коллекцию мебели под названием Mid-Century Modern, о чём газета “Нью-Йорк таймс” сообщила в небольшой заметке Modern Furniture is Getting Fancier. Однако широкое распространение фраза получила позднее благодаря Каре Гринберг (американская журналистка, автор нескольких книг о дизайне). В 1983 году вышла её книга Mid-Century Modern: Furniture of the 1950s (“Модернизм середины века: мебель 1950-х”), после чего термин закрепился окончательно.

mid-century modern-p1-01

Mid-century modern — это не какой-то единый стиль, но своеобразная общность направлений в архитектуре и дизайне середины XX века. Исторически mid-century modern охватывает период примерно с 1933 по 1965, хотя многие специалисты сужают временные рамки: 1945–1965. Это, наверное, можно объяснить тем, что совокупный стиль не появился в одночасье: он прошёл эволюционный путь и достиг своего пика в 1940–1960 годах.

Истоки

Стиль середины века, определивший основные тенденции в архитектуре и предметном дизайне, явился новой ступенью в естественном развитии более раннего модернизма 1920–1930-х. Он опирался на принципы функциональности и простоты, провозглашённые движением баухаус и представителями интернационального стиля. Значительную роль сыграл также скандинавский дизайн. Бурное развитие модернизма в США происходило не без европейского влияния. Этому способствовали Всемирная выставка в Нью-Йорке (с 30 апреля 1939 по 27 октября 1940) и то, что в преддверии Второй мировой войны некоторые европейские архитекторы и дизайнеры переехали в Америку.

*Датский архитектор и дизайнер Поуль Хеннингсен много времени посвятил совершенствованию своих светильников PH (т.е. Poul Henningsen). Узнаваемые абажуры в виде концентрических отражателей не были чисто декоративным элементом, они выполняли практическую задачу: обеспечить наилучшее отражение мягкого света и скрыть лампу, чтобы она не слепила глаза.

mid-century modern-p1-02
Настольная лампа PH (1941 г.) и подвесной светильник PH-5 (дизайн 1958 г.)

Хеннингсен создал около ста модификаций PH (подвесных, настольных и напольных), некоторые из них выпускаются до сих пор. Интересно, что первая модель светильника PH была представлена в Париже ещё в 1925 на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, где удостоилась золотой медали.

mid-century modern-p1-03
Стул Snake (“Змея”) Поуля Хеннингсена, дизайн 1932 года.

В 1929 Алвар Аалто разработал проект туберкулёзного санатория в Паймио (на юго-западе Финляндии). Здание было построено в 1933 и прекрасно сочетало в себе функциональность и эстетику минимализма.

mid-century modern-p1-04

Аалто выступил также автором дизайна мебели для санатория. Кресло Paimio сделано таким образом, чтобы обеспечить пациенту наиболее удобное положение, в котором легче дышать.

mid-century modern-p1-05

Гуманистический модернизм

В 1940–1960-х годах произошёл заметный отход от строгой идейности ранних стадий функционализма и конструктивизма. Немало этому способствовали беби-бум середины XX века и масштабное строительство после Второй мировой войны. Теперь архитекторы и дизайнеры старались создавать простые, доступные, но комфортные условия жизни для обычного человека. Можно сказать, mid-century modern стал первым стилем социальной направленности. Уже в 1940-х годах дизайнеры стали разрабатывать проекты, ориентированные на массовое производство, которое позволило бы снизить стоимость конечного продукта и сделать его доступным для наибольшего количества людей.

В 1944 супруги-дизайнеры Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) представили детский стульчик (четырёх расцветок) из гнутой фанеры. Благодаря материалу стульчик был недорогим и достаточно лёгким, чтобы ребёнок мог поднять его. Отверстие для переноски, выполненное в форме сердечка, отражало любовь Чарльза к шведскому фольклору.

mid-century modern-p1-06

Материалы

Дизайнеры середины XX века использовали различные материалы и никогда не имитировали натуральное сырьё (дерево или мрамор). Для своих проектов они выбирали металл, стекло, пластик и фанеру, совмещая их с деревом для создания инновационных комбинаций. При этом дорогие породы дерева и цветные металлы использовались крайне редко, и материалы, которые прежде ассоциировались с дешёвыми промышленными изделиями, постепенном стали стандартными элементами современного дизайна. Новшества были особенно заметны в мебельном дизайне.

Американский дизайнер итальянского происхождения Гарри Бертойя (Harry Bertoia) в 1952 создал стулья Diamond, о которых он сказал: «Они сделаны в основном из воздуха, как скульптура. Пространство проходит прямо через них».

mid-century modern-p1-07

Внедрение новых материалов и технологий повлияло на облик мебели и предметов интерьера. На смену жёсткой прямолинейности раннего модернизма пришли мягкость, обтекаемость и кривые линии. Во многих изделиях ощущались органичность и естественная простота скандинавского стиля.

Стулья американского дизайнера Нормана Чернера (Norman Cherner), проект 1958 года. Сиденье и спинка из единого листа гнутой фанеры, подлокотники из цельного бука.

mid-century modern-p1-08

Часто предмет мебели состоял лишь из двух видов материала или сочетал только два цвета, обеспечивая прочность и гармоничность без лишних украшений. Примером может служить кофейный столик, который в 1948 создал Исаму Ногути (Isamu Noguchi), американский скульптор, ландшафтный архитектор и дизайнер, наполовину японец (по отцу).

mid-century modern-p1-09

Дерево и стекло, скульптурное изящество и повседневная функциональность. Столики Ногути представлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке и Музее Генри Форда в Дирборне (пригород Детройта).

Датский дизайнер Вернер Пантон (Verner Panton) много экспериментировал со стеклом, пластиком, сталью, полипропиленом и считал, что форма мебели не обязательно должна быть традиционной: «сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре». Эскизы своего знаменитого стула Panton он сделал в 1950-х годах, а первую модель — в 1960.

mid-century modern-p1-10

Стул из единого куска формованного пластика был очень необычным для того времени, и Вернер Пантон долго не мог найти производителя, который бы взялся за выпуск новинки. В 1963 стулом заинтересовалась швейцарская компания Vitra. Вместе они доработали стул, и в 1967 была выпущена предсерийная партия. Сегодня стул Panton считается классикой мебельного модернизма, и Vitra до сих пор осуществляет его производство.

mid-century modern-p1-11

Продолжение во второй части

ПОДЕЛИТЬСЯ