Новости

Katja of Sweden

06.07.2020

4 июня в гётеборгском музее Рёсска (Röhsska museet) открылась выставка Katja of Sweden, посвящённая творчеству шведского модельера Кати Гейгер. Выставка продлится до 20 сентября. Для тех, кому не удастся посетить выставку, мы подготовили эту небольшую заметку.

Катя Гейгер, также известная как Катя Шведская, — первая из шведских модельеров, кто добился международного признания


katja_of_Sweden_01

Катя Гейгер, 1950-е годы

Катя Ингергард Гейгер (Katja Ingergard Geiger, в девичестве Карин Ингегерд Хальберг / Karin Ingegerd Hallberg) родилась 12 января 1920 в Сконе, самом южном лене Швеции. У Карин было две сестры (дети от предыдущих браков родителей) и брат-близнец Ларс, который в детстве звал её Ката (Kata). Очень скоро так её стала звать вся семья, и “Ката” превратилось в домашнее имя Карин.
Отец работал дизайнером керамических изделий, в семье интересовались шитьём, ткацким искусством и рисованием. У Карин были хорошие способности во всех этих областях, поэтому родители поощряли развитие её навыков работы с формой, цветом и материалом.

В школьные годы у Карин появился настоящий интерес к моде. Ей приходилось донашивать одежду старших сестёр, возможно, поэтому она хотела иметь возможность развивать свой собственный стиль. После школы Карин поехала в Стокгольм, где с 1938 по 1940 училась в колледже искусств, ремёсел и дизайна Konstfack. Она поступила на отделение керамического искусства, но буквально через неделю сменила свою специализацию на “дизайн текстильных изделий”. В числе её учителей была Барбро Нильссон, известная шведская художница по текстилю, дизайнер и ткачиха. Как-то, по совету Нильсон, Карин во время летних каникул посетила Kulturen (Культурен — музей под открытым небом в Лунде), после чего в её душе зародился большой интерес к народному искусству.
В 1940 году в дизайнерском колледже Бекманс (Beckmans Designhögskola) была запущена учебная программа по направлению “мода”, и девушка решила продолжить своё образование там. Параллельно с учёбой Карин под псевдонимом “Ката” работала иллюстратором раздела моды в Dagens Nyheter (“Дагенс нюхетер” — крупнейшая в Швеции ежедневная газета). Ещё она делала рекламные объявления для стокгольмского универмага MEA. Ей даже выпала возможность поработать над дизайном одежды для нескольких выставок, и Карин получила очень хорошие отзывы о созданном ею простом, строгом свадебном платье.

katja_of_Sweden_02

Образцы одежды Katja of Sweden в музее Культурен

В 1941 Карин Хальберг вышла замуж за Челя Стенссона, который был одним из её учителей в средней школе. Муж пробудил в Карин интерес к политике и классической музыке, при этом он проявлял полное равнодушие к её работе, что и привело к их разводу через несколько лет.

В 1940-х годах большинство студентов Бекманс мечтали поехать после колледжа в Париж, однако Карин, завершив учёбу в 1942, решила отправиться в Америку. В 1946 она уехала в Нью-Йорк, где два года проходила обучение в престижной школе дизайна Parsons (Парсонс) при частном исследовательском университете The New School (Новая школа). Одновременно с учёбой девушка работала в роскошном универмаге Lord & Taylor на Пятой авеню. Кстати, этот универмаг позднее приобрёл её первую коллекцию. В 1948 Карин Хальберг окончила Parsons, став второй по успеваемости из 500 студентов. Она сразу начала работать над своей коллекцией, которая уже в следующем году продавалась в таких известных универмагах Нью-Йорка, как Lord & Taylor, Russeks и Bloomingdale’s. Ряд предметов из коллекции можно было увидеть в нескольких мыльных операх на американском ТВ, что способствовало их рекламе и популяризации.

katja_of_Sweden_03

Образцы одежды Katja of Sweden в музее Культурен

В 1949 Карин вновь вышла замуж. Её вторым супругом стал американский кинопродюсер и режиссёр Род Гейгер (Rod Geiger), который в послевоенные годы работал с Роберто Росселлини, Федерико Феллини и Эдвардом Дмитрыком.
Карин взяла фамилию мужа и изменила свой псевдоним “Ката” на “Катя” (Katja). Тогда же супруги придумали название торговой марки Katja of Sweden (“Катя Шведская”, как именуют королев). Впоследствии так стали называть и саму Карин.

katja_of_Sweden_04

Катя Шведская, 1950-е годы

В 1952 году рабочие дела Рода Гейгера обусловили переезд семьи в Рим, где клиентами Кати Гейгер вскоре стали шведские актрисы Ингрид Бергман и Марта Торен. В Италии Катя серьёзно заболела пневмонией и в 1953 предпочла вернуться в родные края. Гейгеры решили сосредоточиться на развитии своей торговой марки и обосновались на юге Швеции в крохотном городке Хуарёд, расположенном в 15 км от морского побережья. Там они прожили до 1975 года.

katja_of_Sweden_05

Ингрид Бергман и Марта Торен

Летом 1955 бренд Katja of Sweden экспонировался на международной выставке в Хельсингборге, известной как H55. Годом ранее Катя Гейгер приступила к сотрудничеству с трикотажной фабрикой в Мальмё (Malmö Mekaniska Tricotfabrik, MMT). Фабрика производила нижнее бельё, но стремилась расширить свой ассортимент и выйти на рынок модной одежды, поэтому стала прибегать к услугам дизайнеров. Руководство MMT вначале скептически отнеслось к изделиям Katja of Sweden. Однако целевая аудитория молодых модниц сразу же приняла новинки на ура. Бренд Katja of Sweden произвёл сенсацию, которая длилась 20 лет.

katja_of_Sweden_06

Кафтан из хлопчатобумажного трикотажа 3T, весенняя коллекция Katja of Sweden 1967 г.

Кате хотелось работать с хлопчатобумажным джерси, которое сохраняло бы свою форму после стирки, и технологи MMT создали для неё материал под названием 3T. Новый материал обладал хорошей стойкостью по параметрам, обозначенным в названии тройной буквой “Т”: с неё в шведском языке начинаются слова “стирка”, “сушка”, “износ”. Появление джерси 3T упростило разработку дизайна, который был нужен Кате Гейгер. Теперь она выпускала для MMT по две-три коллекции в год, а также периодически создавала небольшие эксклюзивные серии.

katja_of_Sweden_07


Платье Katja of Sweden на обложках модных журналов


katja_of_Sweden_08


Модели в нарядах и сапогах Katja of Sweden, апрель 1966

Наибольший успех одежда Katja of Sweden имела в США и Великобритании. Например, в Лондоне изделия Кати Гейгер продавались даже в знаменитом Harrods, а в Америке к 1967 году торговые залы Katja of Sweden имелись в 19 универмагах Saks Fifth Avenue крупнейших городов страны. В 1966 очередная коллекция была показана в Париже и получила много положительных отзывов. В 1960-х годах после путешествия по Африке Катя выпустила серию The African Line, где использовались материалы из Нигерии и Камеруна.

katja_of_Sweden_09


Катя Шведская с моделями в Париже, 1966


katja_of_Sweden_10

Брючный костюм из хлопка, 1965. Дизайн Katja of Sweden для MMT.

Во второй половине 1950-х годов Катя стала интересоваться дизайном обуви, поэтому в 1957 начала сотрудничество с обувной компанией Gyllene Gripen в Мальмё и разработала серию сандалий из буйволиной кожи. В конце 1960-х Катя приступила к созданию коллекций резиновых сапог для фирмы Tretorn, которая выпускала резиновую и матерчатую обувь в Хельсингборге и Мальмё.


katja_of_Sweden_11

Katja of Sweden для Tretorn: элегантные резиновые сапоги с эластичной подкладкой пользовались успехом в Швеции, Англии и США.


katja_of_Sweden_12

Сапоги Katja of Sweden:

слева — сапоги из белой телячьей кожи с чёрным фольклорным узором, 1966;
справа — сапоги из шерсти машинной вязки, 1968.

В 1970-е годы начались проблемы в отношениях с MMT: у фабрики сменились владельцы, и новое руководство стало заявлять о своих правах на владение брендом Katja of Sweden, в то же время налоговые службы требовали платежей от Кати Гейгер. Весной 1975 Катя выпустила для MMT последнюю коллекцию, и вскоре отношения между ними прекратились, однако продукцию под маркой Katja of Sweden фабрика продолжала выпускать до своего банкротства в 1977.


katja_of_Sweden_13

Катя и Род Гейгер в Мальмё, 1966.

В 1975, после разрыва с MMT, Гейгеры переехали в США. Когда стало известно о банкротстве фабрики, Род Гейгер выкупил торговую марку Katja of Sweden, и супруги при участии ряда датских и немецких бизнесменов создали компанию Huaröd Design для продвижения работ Кати. С самого начала проект столкнулся с проблемами, и в 1977 году Катя учредила компанию Katja Products. Помимо моделирования одежды, она разрабатывала дизайн домашнего текстиля, постельного белья, создавала орнаменты для тканей. В универмагах Macy’s (одна из крупнейших и старейших сетей розничной торговли в США) открылись торговые отделы товаров от Кати. Текстильная компания Cannon Mills в Северной Каролине выпускала ткани с яркими узорами шведского дизайнера. Дела шли очень хорошо, и в 1980-х годах Катя расширила сферу своей деятельности, занявшись дизайном столовых приборов, стеклянных и фарфоровых изделий, которые продавались в универмагах по всей Америке. Она успешно работала до 1996 года, когда Род Гейгер заболел, и супруги опять решили поселиться в Швеции. Тогда же Катя завершила свою профессиональную карьеру. На тот момент ей было 76 лет!

Род Гейгер умер в 2000 году, Катя — 25 января 2017 (в возрасте 97 лет).

Отойдя от дел, Катя передала значительное количество своих изделий в дар музею Культурен, где периодически проходят выставки, посвящённые Katja of Sweden. Нынешняя выставка в Рёсска организована при содействии Культурен.

Катя находила вдохновение в народном искусстве Швеции и других стран, значительное влияние на неё оказали идеи Йозефа Франка. Подбирая узоры для своих изделий, она и сама создавала орнаменты, и взаимодействовала с такими дизайнерами как Виола Гростен, Йёта Трегорд, Астрид Сампе, Мая Исола и Свен Фристедт.
Катя Гейгер имела собственное мнение о дизайне одежды, адаптированной к мебели, архитектуре и ритму того времени. Можно смело сказать, что Катя создала «моду для современной жизни». Она ратовала за инновации с точки зрения качества, цвета, формы и рисунка. Разработанные ею вещи были удобными, без лишних затей, к тому же за ними было легко ухаживать. Именно простота и удобство в сочетании с современным обликом сделали одежду шведского модельера очень популярной. Это был новый взгляд на одежду. Говоря о своей цели, Катя признавалась, что ей хотелось «освободить женщин, предложив им красивые, удобные, замечательные и простые в уходе вещи, с которыми легко жить, не беспокоясь о том, подойдут ли они для дома, работы, общения с детьми, путешествий, приёма гостей и так далее».


katja_of_Sweden_14
Катя Гейгер в возрасте 85 лет, 2005 г.

Новинки

3674
в наличии много
Eco Wallpaper
Simplicity
Подробнее
 в наличии
Арт: 3674
Размер: 10,05 м x 0,53 м
Цена рулона: 4600 Руб
3674
3086
12 рул. в наличии
Borastapeter
The Apartment
Подробнее
 в наличии
Арт: 3086
Размер: 10,050 м x 0,530 м
Цена рулона: 6800 Руб
3086
7265
15 рул. в наличии
Boråstapeter
Graceful Stories
Подробнее
 в наличии
Арт: 7265
Размер: 10,05 м x 0,53 м
Цена рулона: 5600 Руб
7265
1750
10 рул. в наличии
Boråstapeter
Scandinavian Designers II
Подробнее
 в наличии
Арт: 1750
Размер: 10,05 м x 0,53 м
Цена рулона: 6000 Руб
1750

Все новинки

?>